Ирина Сеськина
Нестандартное физкультурное оборудование как дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Нестандартное физкультурное оборудование как дополнительный
стимул физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
Изучением нестандартного физкультурного оборудования для дошкольников занимались и обобщали свои исследования в трудах такие педагоги как О. А. Александрова, С. В. Артышко, Н. Г. Боклаг, Л. Н. Дмитриева и другие [1; 2].
Публикация «Нестандартное физкультурное оборудование как дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Спортивный инвентарь в дошкольном образовательном учреждении должен соответствовать общепринятым нормативным актам, санитарно-гигиеническим требованиям и иметь привлекательный внешний вид.
Для занятий физической культурой и личного самосовершенствования дошкольников необходимо специальное спортивное оборудование, но оно, как правило, стоит дорого и не всегда доступно для приобретения. Поэтому возникает необходимость использовать для спортивно-оздоровительных занятий оборудование, изготовленное самостоятельно из подручных средств.
Материалом для изготовления такого оборудования, могут служить старые резиновые мячи, разноцветные пробки от бутылок, камушки, пуговицы или даже сосновые шишки. Смастерить подобное оборудование может каждый, если есть желание.
«Нестандартное оборудование – безопасное, трансформируемое оборудование, изготовленное своими руками, в основном из бросового материала» [1, с. 3].
Дети любят новизну, и использование традиционного спортивного оборудования быстро теряет свою привлекательность. Наблюдение в процессе занятий показали, что при использовании одних и тех же спортивных предметов (мячи, кегли, обручи) в течение пяти дней, малопривлекательны для игр дошкольников.
Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения, как в помещении, так и на свежем воздухе [1, с. 4].
Существует ряд пособий с описанием небольшого количества нестандартного оборудования и комплексами упражнений, занятиями с его использованием: Дмитриева Л. Н. «Использование нестандартного оборудования в физическом развитии дошкольников»; Сивачева Л. Н. «Физкультура – это радость!» (Спортивные игры с нестандартным оборудованием); Иванова И. А. «Нестандартное физкультурное оборудование для подвижных игр старших дошкольников» и другие [3; 21].
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Это могут быть массажные коврики и дорожки, изготовленные из бусин, камней, пуговиц; гантели, сделанные из бутылок и наполненные крупой; снаряды для метания («бомбочки», «мешочки»); скакалка из капсул от шоколадных яиц «Киндер-сюрприз; лыжи из пластмассовых бутылок; парашют; крышечки от пластмассовых бутылок и так далее.
Требования к нестандартному оборудованию :
оно должно быть безопасным;
максимально эффективным;
удобным к применению;
компактным;
универсальным;
технологичным и простым в изготовлении;
эстетическим.
Использование нетрадиционного оборудования благоприятно влияет на формирование всех систем и функций организма, удовлетворяет потребности ребенка в движении, вызывает большой восторг и служит средством всестороннего развития дошкольника.
Использование нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, а также обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня. В условиях финансовой экономии подобное оборудование, возможно, изготовить самостоятельно педагогу или совместно с детьми [1, с. 5].
Посредством нестандартного оборудования вносится элемент необычности, вызывается интерес, желание поиграть с новыми атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника [4].
Ценность нестандартного оборудования заключается в том, что повышается интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличивается их двигательная активность, поднимается эмоциональный настрой на физкультурных занятиях. Оно позволяет внести в каждое занятие элемент необычности, занимательности, вызывает у детей интерес и желание играть.
О. М. Дьяченко отмечает, что проведение физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования показывает увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышения их моторной плотности, так и за счет применения нетрадиционного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки. Детям на физкультурных занятиях должно быть прежде всего интересно. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Дети всех возрастов выполняют упражнения с нетрадиционным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов [5, с. 46].
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. В ходе образовательной деятельности решается такая коррекционно-образовательная задача, как формирование познавательной активности и творческого воображения.
Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объем двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.
Исходя из этого, мы можем сделать следующие выводы:
Целесообразный подбор и рациональное использование нестандартного оборудования и пособий способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевым качествам, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Именно использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет :
повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память;
развивать чувство формы и цвета;
способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Список использованных источников:
1. Александрова, О. А. Использование нестандартного оборудования для формирования двигательной активности детей дошкольного возраста / О. А. Александрова, Е. С. Скрипченко // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – Т. 2. – № 3 (4). – С. 67–72.
2. Артышко, С. В. Применение нестандартного оборудования на занятиях физической культурой у детей дошкольного возраста / С. В. Артышко // Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития : сб. науч. тр. по итогам межвуз. науч. -практ. конф. / Тихоокеанский гос. ун-т. – Хабаровск, 2016. – С. 83–86.
3. Дмитриева, Л. Н. Использование нестандартного оборудования в физическом развитии дошкольников / Л. Н. Дмитриева // Проблемы школьного и дошкольного образования : материалы VI регион. науч. -прак. семинара / Глазовский гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко. – Глазов, 2015. – С. 85–86.
4. Васильева, Р. В. Возможности использования нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста / Р. В. Васильева // Культурогенезные функции дошкольного образования : развитие инновационных моделей : сб. науч. ст. по материалам III Междунар. науч. -практ. конф. / Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2016. – С. 65–67.
5. Дьяченко, О. М. Оздоровление дошкольников средствами физической культуры / О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 2014. – 281с.