шарова ольга
Нестандартная физкультура в детском саду
НЕСТАНДАРТНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В ДЕТСКОМ САДУ.
Подготовила инструктор по физической культуре
Шарова О. Б
МБДОУ № 63.
г. Миасс
Проточная вода не портится,
дверной стержень не истачивается
червем-древоточцем.
Это происходит от того,
что они постоянно находятся
в движении.
Точно так же обстоит дело
с телом человека.
Люй-ши чунь цю, письменный источник
Древнего Китая,III век до н. э.
Публикация «Нестандартная физкультура в детском саду» размещена в разделах
В настоящее время здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей для любого человека. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевая профессиональные и бытовые сложности.
Состояние здоровья - это динамический процесс, который может изменяться под действием различных факторов. Так удельный вес всех факторов влияющих на здоровье населения в 50-55% случаев зависит от образа жизни.
Многие специалисты отмечают важность и возрастающее значение двигательной активности в динамике жизни современного человека.
Известный физиолог А. Г. Сухарев выявил связь между уровнем двигательной активности детей и степенью их сопротивляемости организма. Легче всего адаптируются к занятиям в школе дети первой группы здоровья, тяжелее всего адаптация происходит у детей с хроническими заболеваниями.
Состояние здоровья детей чутко реагирует на воздействия социально-гигиенических и экологических факторов окружающей среды. В последние годы на многих территориях России отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей, характеризующиеся прогрессирующим ростом распространенности хронических заболеваний, увеличением числа социально значимой патологии. Сравнительный анализ данных хронической заболеваемости детей дошкольного и школьного возраста проведенный А. С. Солодковым показал, что состояние здоровья детей ухудшается не только в динамике за последние годы, но, что более важно, удельный вес больных детей значительно увеличивается в процессе школьного обучения.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в это время происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья. От того, как организованы воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, развития его физических и духовных сил, зависят развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Наша задача, как специалистов по физической культуре в детских дошкольных учреждениях, максимально подготовить детей к школьному обучению и привить им с детского возраста любовь к движению, сформировав правильные основы здорового образа жизни.
В процессе работы с детьми и подростками во Врачебно–Физкультурном диспансере, я увидела положительные результаты от применения комплекса упражнений несимметричной гимнастики и кинезиологических упражнений.
Сейчас, работая инструктором по физической культуре в МБДОУ № 63,я решила применить свой опыт для развития дошкольников.
Несимметричная гимнастика прекрасно снимает утомление, помогает плавно переключиться с одного вида деятельности на другой, что сейчас наиболее актуально при нашем ускоренном ритме жизни.
Тест-комплекс упражнений несимметричной гимнастики:
Движения выполняются в произвольном ритме. Результаты расцениваются по пятибалльной системе. Выполнение только трех упражнений свидетельствует о необходимости систематических занятий по совершенствованию координации движений.
1. Руки разведены в стороны на уровне плеч. Свободно вращать одной рукой по часовой стрелке, другой - в противоположную сторону.
2. Правая рука описывает круг перед корпусом, левая - вертикальную линию. Выполнять на «2» счета: «раз» - руки вверх, «два» - вниз.
3. Левой вытянутой рукой производим вращение перед корпусом, правой - очерчиваем равнобедренный треугольник, основанием книзу.
4. Руки на уровне груди, согнуты в локтях, ладонями книзу. Одна рука вращается по часовой стрелке, слегка разгибаясь в локтевом суставе, вторая – против часовой стрелки.
5. Выполняется так же, как и упражнение 4, но при этом стоим на одной ноге, а вытянутой второй впереди себя очерчиваем квадрат.
Попробовали? Не получается?. Не огорчайтесь. Значит необходимо обратить внимание, что у вас недостаточная координация. Начните систематически выполнять приведенный ниже комплекс упражнений, и, очень быстро исчезнет привязанность к выработанным ранее стереотипам, улучшится чувство равновесия и координация движений, повысится адаптация к смене трудовой и бытовой деятельности.
Предварительные выводы об использовании несимметричных ритмических движений в спонтанных ритмах на кафедре фонетики английского языка в Московском государственном педагогическом институте им. Мориса Тореза подтверждают целесообразность использования их как средство расширения границ восприятия информации.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НЕСИММЕТРИЧНОЙ ГИМНАСТИКИ
Упражнения выполняются под народную или классическую танцевальную музыку со сложным ритмическим рисунком. Движения делайте широкими и размашистыми, следите за сохранением правильной осанки. Заниматься надо не реже 2 раз в неделю (после усвоения комплекса) продолжительностью не менее 10 минут. Чередуйте движения симметричных участков тела. Последовательность упражнений произвольная.
1. Ходьба на месте. Шаг левой ногой, взмах левой рукой. Шаг правой ногой, взмах правой рукой.
2. Вытянутой правой рукой делать круговые вращательные движения, левой – вертикальный взмах вверх-вниз. Выполнять на 2 счета.
3. Вытянутой правой рукой делать круговые вращательные движения, левой - проводить горизонтальное перемещение. Выполнять на 2 счета.
4. Вытянутой правой рукой делать круговые вращательные движения, левой – очерчивать равнобедренный треугольник, основанием книзу. Выполнять на 3 счета.
5. Руки на уровне груди, согнуты в локтях, ладонями книзу. Одна рука вращается по часовой стрелке, слегка разгибаясь в локтевом суставе, вторая – против часовой стрелки.
6. Правая рука на голове, согнутая левая – обращена ладонью к животу. Правая рука совершает движения вверх - вниз, левая – вращательные в фронтальной плоскости вокруг живота.
7. Правой рукой делать вращательные движения, левой – чертить равнобедренный треугольник, левой ногой впереди обозначать квадрат. Выполнять на 4 счета.
8. Громкий хлопок руками над головой и тихий удар о пол ногой. На счет до 5-ти сила удара ногой возрастает, а сила хлопка над головой постепенно снижается. Следить за плавным переходом силы удара. Выполнять на 5 счетов. После занятия отдохнуть 3-5 минут.
Список литературы:
1. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова: Алгоритм здоровья. Человек и общество/Н. М. Амосов. М-ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2002. 461с. : ил.
2. Виноградов П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: [Учеб. пособие для учеб. заведений] / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. М. : Совет. спорт, 1996. 592 с. : ил.
3. Долецкий С. Я,. Палько. А. С., Лессинг Г. ,Мошков В. Н. /Домашний стадион. - М. :Знание,1984,-64 с. - Сер. «Физкультура и спорт»;№7
4. Кириллова Ю. А. Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Санкт-Петербург Детство-Пресс. 2021г-128с.
5. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/ Д: Феникс, 2002. 211 с.
6. Милюкова И. В., Евдокимова Т. А. Лечебная и профилактическая гимнастика. Практическая энциклопедия. М. : Эксмо, 2004. 132 с.
7. ЛисицынЮ. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 2-е изд. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. 512 с. : ил.
8. Солодков А. С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов России // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта», №3(97) 2013. С. 163-171.
9. СухаревА. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: монография. М. : Медицина, 1991. 272с. : ил.
10. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / авт. -сост. А. Н. Каинов, И. Ю. Шалаева. Волгоград: Учитель, 2009. 185 с.