Маргарита Гроо
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы «Делу-время, потехе-час»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- расширять представления детей о жизни русского народа в старину, об основных ремеслах: плотник, кузнец, ткачиха.
- воспитывать нравственно-патриотические чувства: любовь, уважительное отношение к народным мастерам.
Образовательные области:
«Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Участники: Хозяйка, Настенька, домовенок Кузя, дети.
Оборудование:
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы „Делу-время, потехе-час“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- имитация русской народной избы с предметами быта: печь, стол, скамейка, самовар, ухват, чугунок, деревянные ложки, веник, люлька, кукла и др. ;
- игрушечные топор, молоток, пила;
- заготовки изображения фартуков на каждого ребенка, краски, карандаши, мелки, фломастеры и т. д. ;
- игрушка домовенок Кузя
Ход образовательной ситуации:1.
Хозяйка в русском народном костюме встречает детей:
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки да мальчишки!
Какие вы сегодня красивые, нарядные. Хотите ко мне в гости сходить, в далекое-далекое прошлое, поговорить о том, какие люди в старину были трудолюбивые, да старательные. В народе говорили «Умелец да рукодельник и себе и людям радость принесет». А вы-то знаете пословицы и поговорки о труде?
Дети:
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Сделал дело, гуляй смело.
- Всякому молодцу ремесло к лицу.
-Ремесло – не коромысло, плеч не отдавит, а век пропитает.
- Работай смелее, будешь жить веселее.
2. Хозяйка приглашает детей в горницу.
- Проходите, гости дорогие, садитесь. Что же это такое: было у меня в горнице чисто и красиво, а теперь вещи лежат не на своих местах? Кажется, я догадалась. Это домовенок Кузя поиграл, все местами поменял. Любит он иногда пошалить, а вас увидел, сразу за печку спрятался. Поможете мне порядок навести?
Дети расставляют все на место: самовар – на стол, в люльку – куклу-ребенка, чугунок – в печь и т. д.
Дети находят ящик с инструментами (топором, молотком, пилой).
Хоз. :
- Чьи же это инструменты? (плотника)
- Что делали на Руси плотники? (строили избы, повозки для лошадей, деревянную мебель, посуду, деревянные игрушки).
- В изготовление предметов они вкладывали не только мастерство, но и душу.
Чтение скороговорки:
Егор шел через двор,
Нес Егор с собой топор –
Егор шел чинить забор.
Хоз. : А вы поможете мне починить крыльцо?
Дети под музыку «Ах, вы сени, мои сени» стучат по ступенькам крыльца деревянными молоточками.
3. Дети возвращаются с хозяйкой в горницу.
Хоз. : Одним из важных ремесел было кузнечное дело. Люди, которые занимались им, назывались кузнецами.
Игра "Что здесь сделано кузнецом?"(дети выбирают предметы, сделанные кузнецами)
Обыгрывание потешки:
Идет Кузьма из кузницы,
Несет Кузьма два молота.
Тук-тук-тук:
Вот ударим разом вдруг:
Для всех людей
Накуем гвоздей!
Хоз. :
Там, где песня льется,
Там легче живется.
Запевай-ка песню шуточную,
Песню шуточную-прибауточную!
Песня "Во кузнице"
4. Хоз. : Раньше на Руси в каждом доме трудились и девочки, и девушки, и женщины постарше. Они пряли пряжу, на ткацком станке ткали холсты, вышивали красивые узоры.
Ребенок:
Уж мы шили ковер,
Шили-вышивали.
Как на первом углу
Нивы золотые.
На другом-то углу
Полосы лесные.
Как на третьем углу
Горы высокие,
На четвертом углу
Реки глубокие.
Стук в дверь. Входит Настенька.
-Здравствуйте, люди добрые!
Хоз. : Здравствуй, девица-красавица!
Как тебя звать-величать?
Нас. : Зовут меня Настей.
Хоз. : А что ты такая грустная?
Нас. : Велела мне мачеха птицу накормить, скотину напоить, двор подмести, да еще и фартук вышить. Да вот беда, никак не могу узор подобрать.
Хоз. : Да ты не печалься. У нас ребята на все руки мастера, они тебе помогут.
Декоративное рисование «Узор на фартуке»
Нас. : Все узоры мне нравятся. Спасибо вам, ребята. Я возьму их, пойду вышивать.
Хоз. :
Умел народ трудиться, умел и веселиться. Можно и нам уже поиграть.
Игра «Ты, веревочка, кружись» Хоз. : Быстро время пролетело.
(звенит колокольчик)
-Кто бы это мог быть? Пойду посмотрю.
Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Я от вас спрятался, думал вы меня бранить будете. А теперь вижу, вы добрые, да трудолюбивые. За это угощаю я вас баранками к чаю.
(Дети пьют чай с баранками, прощаются с хозяйкой).