Татьяна Ильина
НОД по познавательно-речевому развитию у младших дошкольников через конструирование
▼ Скачать + Заказать документы
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные требования, чем были 30-40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам.
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию у младших дошкольников через конструирование» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструированию, выполнения любой работы? Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для психического развития ребенка. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников, так как учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
-обедненный словарь;
-часто неверная конструкция предложений;
-неспособность связно и последовательно изложить события;
-сбивчивый темп речи.
Актуальность данной темы состоит в том, что познавательно-речевое развитие детей определяется реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- предъявляемыми современными требованиями к речевому развитию дошкольников, к активности в познавательной деятельности и реальным уровнем развития культуры речевого общения детей, а также пассивностью в познавательной деятельности;
- необходимостью обновления содержания познавательно-речевого развития детей в соответствии с ФГТ и недостаточной разработанностью новых форм воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование нетрадиционных технологий и форм по познавательно-речевому развитию детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективным, если:
- систематически реализовывать комплекс нетрадиционных технологий, направленный на развитие речи детей;
- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (воспитатель – родители) в необходимости использовать данные технологии в работе с детьми.
- привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;
- развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов;
- разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию любого вида конструирования в повседневной жизни ребенка;
- проанализировать результативность работы.
Основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям и требованиям, но и использование познавательно-речевого развития как средства для любой важной и интересной ребенку деятельности, в данном случае конструирования.
Задачи:
Образовательные:
-формирование у детей пассивного и активного словаря
-формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического.
-формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи и речевого общения.
Развивающие :
-развивать речь и фантазию.
- развивать эмоциональную сферу.
-развивать культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять).
- развивать навыки художественно-творческой деятельности.
-развивать образное мышление.
Воспитательные:
-поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
-воспитывать нравственные качества: доброту, сопереживание, уважение, сочувствие, скромность, справедливость, трудолюбие и др.
План работы по познавательно-речевому развитию через конструирование на 2012-2013 учебный год средней группы МАДОУ «Детский сад № 298»
Месяц План работы с детьми План работы с родителями
Сентябрь –октябрь Диагностика знаний и умений Анкетирование родителей (приложение 1)
Октябрь Знакомство детей с разными видами строительного материала (приложение 2- виды строительных материалов) Папка – передвижка «Виды конструирования»
Советы для родителей «Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков?»
Ноябрь Творческая лаборатория в группе. Цикл занятий (ощущение, восприятие, слух, зрение) Картотека игр
Памятка для родителей «Игры с кубиками»
Декабрь Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Оформление информационного стенда «Конструкторское бюро»
Декабрь - Январь Дидактическая игра «Волшебная коробочка» «Объем у нас в ладошках»
Январь – февраль Творческая лаборатория на участке (зимой) : строительство из снега; «Зимнее конструирование»
Февраль - март Сюжетно – ролевая игра «Машина» Консультация «Лего – конструирование»
Апрель Обыгрывание сказки с помощью строительного материала «Семейная копилка» (из опыта работы семейного воспитания)
Май – июнь Творческая лаборатория на участке (летом) : из песка «Песочные дома» Фотовыставка «Город славных мастеров», Ширма советов «Город из песка» (использование природных материалов для строительства)
Май Итоговая диагностика Анкетирование
Ожидаемые результаты:
-расширение знаний о видах и формах конструирования.
-умение создавать конструкции и рассказывать о них истории вместе со взрослыми и самостоятельно.
-способность иллюстрировать свои рассказы элементами конструирования, выполненными в разной технике.
- анализировать, описывать, аргументировано высказывать свое мнение: что понравилось, с чем не согласен и т. п.
-воспитание интереса и бережного отношения к выполненной работе.
-сформированности связной речи.
-получение опыта творческой деятельности (речевой и оформительской).
-получение опыта творческого общения в процессе сотрудничества с родителями и педагогами.
-переживание чувства гордости за результат труда совместно с родителями.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Формы непосредственной образовательной деятельности.
1. Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение.
2. Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями.
3. Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют
стихийно возникший замысел.
4. Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы
из 3 – 4 человек и работают сообща.
5. Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и
объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель
«заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаряжение» интересной деятельностью.
Изучая материал по данной теме, и анализируя опыт работы других педагогов можно сделать вывод, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Новые ФГТ подразумевают широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
• Полная интеграция (математика, экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
• Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности).
• Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи.
Таким образом, можно сделать вывод что, необходимым условием повышения уровня познавательно – речевой компетентности ребёнка – является создание в ДОУ материально-технических, нормативно-правовых, научно-методических и профессионально-кадровых условий для эффективного познавательно-речевого развития дошкольников в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.