Емельяненко
Нейропсихологические упражнения в индивидуальной и групповой работе с детьми дошкольного возраста
«Нейропсихологические упражнения в индивидуальной и групповой работе с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств. И в случаях, когда мы - психологи, замечаем нарушения в развитии, задержки речи, отставания в психомоторном развитии, минимальные мозговые дисфункции наша, наверное, одна из самых главных фраз, которую мы должны донести до родителей: «это не упустить время» - такое ценное и продуктивное в плане компенсации нарушенных функций.
Публикация «Нейропсихологические упражнения в индивидуальной и групповой работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Возможности для восстановления нарушенных функций или развития отстающих функций в дошкольном возрасте очень высокие. Это связано с тем, что мозг ребёнка еще формируется, он активно развивается, выстраиваются множественные нейронные связи в мозге, и соответственно компенсаторные возможности тоже высокие.
Хочу привести самые общие данные по возрастным особенностям развития мозга, которые нам показывают, как важно развивать мозг ребенка именно в дошкольном возрасте.
Эти данные представлены на слайде. Они нам показывают, что мозг ребенка к моменту рождения сформирован уже на 70%, а оставшиеся 30% приходятся на младенчество и дошкольный возраст. К 6 годам мозг ребенка практически полностью сформирован. До 7-8 лет активно развивается мозолистое тело, которое находится между правым и левым полушариями и оно обеспечивает их согласованную работу. Развивая межполушарное взаимодействие, мы закладываем основу для развития интеллекта ребенка.
Как раз, нейропсихологические игры и упражнения помогаю в легкой, интересной, часто игровой форме развивать мозг ребёнка.
Что же такое, нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления развитию зрительно - моторной пространственной координации, активизации речи.
Построены эти игры с учётом структурно-функциональной модели работы головного мозга, которую разработал Александр Романович Лурия.
Он выделил 3 блока мозга:
1 блок – энергетический, который представлен стволом мозга, ретикулярной формацией и лимбической системой. Этот блок обеспечивает бодрствование и должный тонус (возбуждение) коры головного мозга. Если недостаточно развит этот блок, ребёнок быстро утомляется, истощается, вял и аппатичен. У таких детей может наблюдаться как пониженный, так повышенный тонус мышц.
Для коррекции нарушений 1 блока мозга используются упражнения, стимулирующие активность мозга: дыхательные упражнения, массажи, самомассажи, релаксации и растяжки.
1 блок мозга формируется еще до рождения.
2 блок мозга.
За его работу отвечают задние отделы коры больших полушарий мозга и они обеспечивают прием, переработку и хранение сенсорной информации. Поэтому коррекция нарушений в работе 2 блока мозга связана с работой с сенсорными системами их интеграцией (тактильной, визуальной, аудиальной, кинестетической, вестибулярной и проприоцептивной, с развитием зрительно-моторной пространственной координации и стабилизацией межполушарного взаимодействия.
2 блок мозга активно формируется как раз в дошкольном детстве – от 3 до 7 лет.
3 блок мозга представлен передними отделами коры больших полушарий и отвечает за программирование, регуляцию и контроль поведения. Сюда относятся игры, направленные на формирование произвольного внимания, способности к самоконтролю, развитие коммуникативных и интеллектуальных процессов. В общем, их условно можно обозначить как игры с правилами.
В своей работе с дошкольниками я активно использую нейропсихологические игры и упражнения. Они достаточно просты, интересны для детей и бюджетны, то есть не требуют больших финансовых затрат.
Все игры, для удобства их использования, я сформировала по смысловым блокам. Игры представлены в презентации, прикрепленной ниже.