Зарина Шовалиева
Нейроигры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день!
Слайд 1. Уважаемые коллеги, что помогает нам, педагогам, построить работу с детьми? Как вы считаете? (Игра)
Конечно же игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, и как уникальный инструмент развития и воспитания детей. Сегодня мы с вами поговорим о нейро-игре. Многие из вас уже имеют представление о ней.
Слайд 2. Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ являются нейропсихологические игры. Они многофункциональны и в настоящее время очень актуальны. Современные дети очень много времени проводят в виртуальном мире гаджетов, что далеко не всегда благотворно влияет на психику ребенка и его интеллектуальное развитие. В свою очередь нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности детей, воздействуя на интеллектуальные процессы, и активизируя его энергетический потенциал.
Спектр нейро-игр очень широк. Мы с вами рассмотрим лишь некоторые из них они авторские, которые легко изготовить своими руками с минимальными затратами.
Итак, каких детей можно назвать гиперактивными?
Слайд 3. И если обратить внимание на основные компоненты СДВГ, то здесь мы с вами видим какие дефицитарные функции накладывает этот синдром. Чаще всего у таких ребят ярко выражена гиперактивность и импульсивность и затруднены тормозящие процессы. Наша с вами задача- экологичным способом скорректировать и помочь этим детям.
Слайд 4. Исходя из симптоматики подбираются игры малой активности, для того чтобы научить психику ребенка тормозящим процессам, то есть усидчивости, контролю и сосредоточенности внимания.
Слайд 5. Внедряя, нейро-игры в индивидуальную работу с детьми, необходимо следовать основным принципам.
Нейро упражнения подбираются в соответствии с возрастной категорией детей. Игры, которые я представляю вашему вниманию они предназначены для старших дошкольников. Для более младшего возраста их можно упростить, используя вместо предметов и объектов - геометрические фигуры разного цвета, или упрощённые предметы.
Надо помнить, что каждое упражнение это игра, которая должна вызывать у ребенка интерес и желание в нее играть.
Необходимо проявить терпение, ведь у ребенка не сразу может получаться.
Так же необходимо периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто.
Длительность игры зависит от психоэмоционального настроя ребенка и может варьироваться от 10 до 20мин. А чтобы интерес у детей сохранялся, обязательно следует поощрять, после каждого упражнения говоря ему, что он «Молодец», «Что у него все хорошо получается» и т. д.
Слайд 6. Игра «НейроЛадошки»
В этой игре педагог объясняет ребенку, что под диктовку необходимо показывать названные объекты левой или правой рукой. Дотрагиваясь соответствующим пальцем руки, как на картинке. Например: я называю предмет «Яблоко», а оно находится на правой руке среднего пальца, ребенок так и показывает. Если затрудняется, я помогаю.
Как только ребенок освоил данную игру, чтобы продолжать поддерживать его интерес. Мы нарисовали ладошки, но уже в перекрестном направлении и задача усложнилась.
Слайд 7. Игра «Веселые ладошки»
Точно так же как и впервой игре ребенок показывает объект, который называет педагог, но с той разницей, что если в первом варианте руки находятся в привычном положении, то здесь сложность заключается в скрещивании рук. От ребенка требуется еще большая сосредоточенность и концентрация внимания. В этой игре ребенку нужно не только найти картинку, но еще показать соответствующей рукой и пальцем. Конечно, первое время детям очень сложно, но постепенно задание выполняется все лучше и быстрее.
Слайд 8. Игра "Нейротаблица на внимание"
На двух полотнах располагаются одинаковые объекты в разной последовательности и под диктовку педагога ребенку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа и показывать их.
Эта игра многофункциональна здесь можно закрепить знания классификации предметов, счет, сравнение, признаки (например, прошу ребенка найти и показать грузовики, потом – легковые машины, ракеты, вертолеты и т. д., затем прошу назвать их одним словом, ребенок называет, транспорт. Спрашиваю, а сколько видов разного транспорта здесь есть, перечисли? Ребенок называет воздушный, водный, наземный и др. Можно включить сюда счет. Давай сосчитаем, сколько воздушного транспорта, сколько наземного? Ребенок считает. Количественное сравнение. А какого транспорта больше воздушного, или наземного? А чем отличается воздушный транспорт от наземного? и т. д.
Слайд 9. «Нейротаблица предпочтений»
Данная таблица может выступать как развивающим, так и коррекционным инструментом.
Ребенку задается ряд вопросов, на которые он отвечает. Например: Сегодня ты похож на одного из этих мальчиков. На кого ты похож? Конечно гиперактивный ребенок выберет именно активного персонажа. А чем вы похожи с ним? Объясни. Он веселый, или грустный? Как его зовут? Ребенок отвечает: «Вася». Вот решил Вася поиграть и позвал друга. Кого он позовет? (ребенок показывает) Как зовут его друга? Петя. Почему он выбрал именно этого друга? (ребенок отвечает) Он веселый и с ним интересно. А во что они будут играть?
Слайд 10. Представь себе, что произошла неприятная ситуация и они поссорились, Петя не захотел делиться игрушкой с Васей, как Вася поступит? (Ребенок рассказывает, и педагог с помощью уточняющих вопросов подводит ребенка к пониманию и осознанию своих действий).
Особенно хорошо это работает с конфликтными детьми, т. к.
на этом этапе через проецирование очень ярко включается эмоциональное состояние ребенка, а через речевую активность ребенок осознает приоритет своего выбора, и через внутреннее проживание вымышленной ситуации, решается его проблема самым безопасным способом, что позволяет ребенку осознать свои поведенческие реакции и выработать новые более приемлемые навыки общения.
Слайд 11. Игра «Нейро-Ритмика"
В этой игре Педагог показывает объекты и поясняет, какое движение относится к этому объекту. Например, заяц –прыгает, юла-кружится, бабочка-хлопает и т. д. Дети запоминают объекты и соответствующие действия. И в соответствии с показанной картинкой выполняют их.
Коллеги, как вы считаете, что у гиперактивного ребенка развивается в этой игре? (Все верно)
А еще Ребенок учится контролировать свои действия и координировать движение в соответствии с заданной инструкцией.
Таким образом, нейропсихологические игры имеют большое преимущество в психофизиологическом развитии детей с СДВГ дошкольного возраста, а творческий подход педагога всегда может расширить границы применения нейро-игр, что будет способствовать гармоничному развитию личности каждого ребенка.