Лина Пенкина
Не откладывайте начало полового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Не откладывайте начало полового воспитания
К трем годам жизни ребенка происходит решающее событие. Он постигает самого себя, осваивает образ своего тела, привыкает к нему, смотрясь в зеркало, начинает себя сравнивать с другими. Если раньше малыш говорил о себе в третьем лице, то к 3-м годам в его речи четкое место занимает "Я" и выражение "Я сам". Формируется понятие не только "Я", но и уточнение "Я - мальчик", "Я - девочка". С этого времени отношение в семье к ребенку тоже меняется с учетом пола, хотя родители и проводили это различие с момента рождения малыша. Первым его проявлением были выбор ленты, которой перевязывалось одеяльце (голубой для мальчика и розовый для девочки). Затем это выражалось в выборе одежды, игрушек и т. д. Но теперь такое различие становится понятным и для малыша.
Публикация «Не откладывайте начало полового воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
В этом понятии, конечно, нет ничего сексуального. Оно является следствием полового воспитания, выражающегося в обыденном поведении родителей, отпускающих у девочек длинные волосы, чтобы можно было завязывать красивый бант, покупают нарядные платья, куклы или напоминающих своему малышу, что он - мальчик и не должен обижать девочек, и дарящих ему машинки или пистолеты.
В период первичной половой идентификации, соответствующей по срокам "кризису трех лет", не только закладываются черты личности ребенка в целом, но и начинается формирование таких специфических человеческих особенностей как мужественность и женственность, которые значительно влияют на дальнейшее развитие.
В дошкольном возрасте дети в семье в зависимости от пола воспринимают роли, которые играют мать и отец, имитируют их и отождествляют себя с одним из них. Ребенок выбирает себе роль родителя своего пола, как наиболее привлекательную. Психологические особенности мальчиков и девочек проявляются у них задолго до полового созревания.
Девочкам нравится ухаживать за малышами, заботиться о них, наставлять и поучать их, что может расцениваться как возрастной задаток материнского чувства. От мальчиков их отличает не только выбор игрушек, но и отношение к ним. Девочки меньше интересуются их внутренним устройством, а больше назначением. Мальчики стремятся разобрать их и использовать в различных целях.
Девочки более эмоциональны, внушаемы, восприимчивы, но менее решительны. В затруднительных или конфликтных ситуациях они чаще обращаются за помощью к взрослым. Им свойственна большая терпеливость, скрупулезная исполнительность, но и большая обидчивость, самолюбие. Их характеризует меньшая подвижность, неумение находить себе занятие в непривычных условиях. Они меньше склонны к прогулкам без определенных целей, играют обычно небольшими группками, заботясь, друг о друге. Их игры тише, в них больше внимания уделяется эстетическому оформлению места для игры, его упорядоченности. Девочки дошкольного возраста в игре охотно и легко усваивают любые роли из сферы обслуживания (воспитательница, повар, врач, учительница и т. д.) Самая любимая роль - быть в игре мамой.
Мальчики смелее, изобретательнее, круг их интересов богаче и разнообразнее. Они склонны к технике, подвижным и военным играм, в которых проявляется соревновательность и соперничество, победы и поражения. Их больше интересуют игрушки шумящие, сложные по конструкции, (транспортные средства, роботы, конструкторы, все виды оружия, разные инструменты). В играх они выбирают себе роли шоферов, разведчиков, летчиков, космонавтов, солдат, роль мужа или папы.
Формирование образа тела возбуждает у детей дошкольного возраста интерес не только к своему телу, но диктует потребности ознакомиться с устройством тела существ другого пола. Этот интерес удовлетворяется в совместных играх, когда девочка и мальчик дошкольного возраста воспроизводят семейную обстановку. При этом разыгрывают сцену, когда муж приходит домой с работы, жена кормит его, потом раздеваются и укладываются спать. Родители зря тревожатся, увидев таков финал игры в "маму и папу". Ничем не оправданы попытки прервать подобную игру, запретить ее или прибегнуть даже к наказанию. Дети, как правило, не вкладывают в игру никаких аспектов сексуальных проявлений. Они просто, имитируя действия взрослых, удовлетворяют свое любопытство. А запреты и наказания заставляют задуматься и искать, что же нехорошего было в их действиях, вырабатывают негативное отношение к вопросам пола, переводя их из естественных в постыдные, запретные.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен твердо усвоить, что его половая принадлежность требует от него и соответствующего поведения. Успешность закрепления такого понятия зависит от постоянного наблюдаемого ребенком характера взаимоотношений, сложившихся в семье между отцом и матерью.
Половое воспитание является важной частью нравственно - психологического воспитания здоровой гармоничной. личности. По мнению специалистов, основные направления полового воспитания детей дошкольного возраста заключается в привитии им гигиенических навыков, организация рационального режима дня и питания, избежании раздражения эрогенных зон, отказа от сказочных объяснений, корректных отношений между взрослыми, с которыми общается ребенок.
Половые чувства могут возникать и у маленьких детей. Девочки испытывают состояния при прикосновении или надавливании на половые органы, у мальчиков в тех же случаях может наступить эрекция, В связи с этим, даже у малышей может возникнуть привычка к онанизму. Чтобы дети второго года жизни долго не рассматривали свои гениталии и не играли с ними, не следует позволять им длительно сидеть на горшке. Если ребенок проявляет повышенный интерес к своим половым органам во время купания, нужно спокойно и без гнева, отвлечь его, переключив внимание на игрушки или какое-нибудь интересное занятие для малыша
В возрасте 4-5 лет половые ощущения воспринимается более осознано, порой с любопытством. Как и ко всему окружающему, ребенок проявляет большой интерес к своим половым органам - своим и чужим, и естественно, интересуется различиями их строения.
Любопытство к половому вопросу представляет собой элемент общего процесса познания. Первые задаваемые вопросы исходят обычно от детей 2,5 - 3 лет и касаются различий пола. Отвечать на них лучше сразу. При ответе не стоит углубляться в суть проблемы, рационально обратить внимание на внешние различия мужской и женской фигуры.
Один из обязательных вопросов ребят этого возраста и чуть постарше, - откуда берутся дети. Бояться таких вопросов не нужно. Они вполне естественны. Уклоняться от ответов от них нельзя, тем более не стоит считать их аморальными, а ответы на них - развращающими малыша. Как утверждают ученые, дети не вкладывают в свои вопросы того содержания, которое предполагают взрослые, да и развращает не знание, а незнание, при котором безнравственное может, принято ребенком за истину. Конечно, ответы на подобные вопросы дело нелегкое, требуют большого такта Родителям необходимо готовиться к этапу подобных вопросов, освободиться от чувства неловкости, чтобы отвечать спокойно и ровно, без смущения и раздражения. Детям должна быть дана частичная, но правдивая информация. Сказав неправду один раз, родители будут поставлены в тупик в дальнейшем, потому что с каждым разом вопросы будут все сложнее, а ложь опаснее. Она не удовлетворит ребенка, будет побуждать к более сложным вопросам и рано или поздно раскроется. А дети, поняв, что от них что-то утаивается, не станут искать ответы у родителей, обратятся со своими вопросами к другим. 4-5 летний дошкольник должен знать, что будущий ребенок растет в теле матери, пока не созреет для того, чтобы существовать самостоятельно, питаясь материнским молоком. На вопрос, как новорожденный выходит на свет, можно ответить, что когда он становится достаточно большим, то рождается через специальное отверстие, предназначенное для этой цели.
В возрасте 6-7 лет ребята расширяют свои вопросы. Они уже интересуются, а как будущий ребенок попал в живот матери. Возникает необходимость осветить роль отца. Отвечать на вопрос нужно без стыда и страха. Разговаривая с ребенком правдиво и искренне, родители оберегают детей от влияния «уличного воспитания», предупреждают их отчуждения и неправильное психосексуальное развитие.
Когда дети задают родителям такие вопросы, беспокоиться нет основания. Волноваться надо тогда когда дети почему-то долго не спрашивают об этом. Это может означать, что ребенок считает эту тему запретной и удовлетворяет свой интерес другим путем без участия родителей.
Иногда ребенок громко задает вопросы по проблеме пола в неподходящем месте (в магазине, в транспорте, в гостях). В такой ситуации пообещайте рассказать ему, когда придете домой, и обязательно так и сделайте.
Родителей всегда беспокоит раннее проявление сексуальности у детей, например в виде онанизма. Одинаково ребенок этого беспокойства замечать не должен. Недопустимы и наказания по этому поводу. Необходимо стараться уменьшить факторы, стимулирующие сексуальность. Ребенок нуждается в ласке. Однако необходимо иметь в виду, что безмерная ласка может стимулировать преждевременное сексуальное развитие. Не следует ласкать, щекотать ребенка в области чувствительных мест.
Для психосексуального, так и для общего развития ребенка небезразлично излишнее его укутывание, которое не только снижает сопротивляемость организма, но и создает условия для раздражения гениталий вследствие тесной одежды, обильного потоотделения.
Раннему появлению полового чувства способствует сон в общей постели с взрослыми. Плохое влияние оказывает слишком мягкая и теплая постель, надетые на ночь теплые трусы. Избыточную сексуальную стимуляцию вызывает нежности и ласки с поцелуями перед сном.
Выраженные проявления детской сексуальности могут быть следствием эмоционального напряжения ребенка в связи с неблагоприятно сложившимися отношениями в семье.
Половое воспитание «дошкольников важно своей направленностью, поскольку предназначено для своевременного разумного ознакомления ребенка с проблемой пола
Оно должно тесно увязываться с общим и гигиеническим воспитанием, чтобы способствовать правильному формированию личности. Начинаясь с опозданием, оно фактически явится уже перевоспитанием и не сможет уже полностью восполнить те изъяны, которые были допущены ранее.
Известный отечественный педиатр Г. Н. Сперинский указывает, что о половом воспитании детей надо говорить во весь голос, а не отделываться молчанием или невнятной скороговоркой. От умалчивания, по его словом, больше всего страдают наши дети.