Замира Лукина
Знакомство старших дошкольников с поэзией Сергея Есенина
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство старших дошкольников с поэзией Сергея Есенина.
Яков Аким, советский детский поэт, говорил: «… страна, где люди с малых лет так любят и понимают родную поэзию, справится со всеми трудностями, сбережет и приумножит великую свою культуру!».
Одна из главных задач педагогов дошкольных учреждений в воспитании детей – через красоту поэзии найти путь к доброму сердцу ребенка, раскрыть его духовные силы, его творческий потенциал. Роль поэзии в жизни ребенка очень важна. Она помогает настроить душу на восприятие высоких чувств. Стремление к поэзии у детей возникает очень рано. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Их тянет к поэзии подсознательно, но потребность в ней приходит позже, а может и вообще не прийти, если педагог и семья не предприняли в этом направлении грамотных профессиональных усилий. Ценность поэтического творчества зачастую утрачивает свою значимость уже на уровне семьи, когда новомодные гаджеты вытесняют не только классическое поэтическое слово, но и книгу как таковую.
Публикация «Знакомство старших дошкольников с поэзией Сергея Есенина» размещена в разделах
Мы считаем, что знакомство детей с поэзией Сергея Есенина – прекрасное средство в решении задачи возвращения, в том числе в семью, интереса к поэзии.
Сергей Есенин - любимый русским народом поэт. Его справедливо называют душой и сердцем нашей России. Несмотря на кажущуюся простоту, его поэзия глубока и самобытна. Стихи Сергея Есенина согреты каким-то внутренним теплом, которое необходимо дошкольнику. Они помогают детям познавать окружающий мир и самих себя.
Актуальность темы состоит в необходимости новых подходов к ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с поэзией Сергея Есенина.
Для чтения и заучивания наизусть детьми мы подобрали несколько ранних стихов поэта: «Береза», «С добрым утром!», «Черемуха», «Пороша», «Поет зима - аукает…». В них главной темой является природа и человек. С детьми мы читаем, проводим беседы по теме стихотворения, рассматриваем картины (И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», И. Левитан «Золотая осень», Е. Волкова «Поздняя осень», декламируем без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, красоты стихотворения. В дальнейшем мы используем виртуальные экскурсии в мир поэзии Сергея Есенина, применяя ИКТ. Это позволяет нам удерживать интерес дошкольников и идти в ногу со временем. Подготавливая визуальный ряд в виде презентаций, мы вставляем видеоролики чтения стихов Сергея Есенина под музыку, записанные нами самостоятельно. И когда дети слышат и видят, как стихи поэта с экрана читают их воспитатели, восприятие заметно усиливается. Воспринимая произведение на слух, дети сталкиваются с уже озвученным содержанием и озвученной формой, и, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику педагога, проникают в суть произведения.
В целях пробуждения интереса к творчеству великого земляка внутри семьи, родители наших воспитанников дома тоже записывают видеоролик для наших презентаций. В них они читают стихотворение Сергея Есенина, которое мы заучиваем с детьми в детском саду. Это прочтение отличает яркое эмоциональное начало, стремление передать образность есенинского стиха, которое позволяет ребенку наглядно увидеть и услышать отношение их родителей к есенинской поэзии. Эти незримые узы способны привить детям не только любовь к художественному творчеству, но и воспитать в них глубокие патриотические чувства. Чтобы сформировать у детей интерес к прекрасному, надо самим взрослым понимать и ценить это прекрасное. Если взрослый знает и любит творческое наследие Сергея Есенина, читает его стихи, то он сумеет сделать творчество поэта близким и дорогим для своего ребенка.
Начиная знакомить детей с поэзией Сергея Есенина, сначала мы решаем задачу запоминания стихотворения, а потом – выразительного исполнения. Проводя работу по формированию способности воспринимать и понимать художественный образ, мы применяем мнемотехнику. Метод мнемотехники уже давно используется педагогами многих дошкольных учреждений. В нашей работе мы не только даем детям готовые мнемосхемы, но и составляем их вместе. Дети предлагают свои варианты обозначения слов, словосочетаний и сами делают зарисовки на подготовленных листах. У ребят появляется усиленный интерес к стихам и получению новой информации об окружающем мире, расширяется лексикон, появляется готовность выступать перед слушателями. Даже самые стеснительные дети проявляют инициативу и желание рассказывать стихи.
Рассмотрим пример заучивания стихотворения Сергея Есенина «Белая береза»
После прочтения и беседы о стихотворении, мы начинаем зарисовку мнемосхемы. Детям дается лист, разделенный на шестнадцать прямоугольников, каждый соответствует строчке из стихотворения. Далее, проговаривая каждую строчку, спрашиваем у детей, как ее можно зарисовать. Выслушиваем их варианты, помогаем им, если затрудняются, и совместно выполняем рисунок. Мнемотаблицу рисуем в два этапа, по два четверостишья. Когда мнемотаблица полностью готова, мы даем возможность взять их домой, чтобы рассказать стихотворение родителям.
Таким образом, мнемосхемы позволяют развивать не только слуховую, но и зрительную память ребенка, а также ускоряют процесс запоминания.
Много интересного, удивительного и необычного способно открыть творчество Сергея Есенина детям и даже взрослым. На поэтических вечерах, «музыкальных гостиных», посвященных жизни и творчеству великого русского поэта, родители наших воспитанников вместе с детьми читают стихи, исполняют песни на стихи Сергея Есенина, танцуют и играют в народные игры. Необычное, музыкально-поэтическое, театрализованное действо помогает не только научить детей чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений, но и способствует развитию актерского мастерства и, самое главное создает радостный эмоциональный настрой.
На одном из таких вечеров у нас с успехом проходил конкурс чтецов, в котором приняли участие и воспитанники нашей группы, и их родители. Дети с огромным удовольствием читали стихи сами и с интересом слушали, как читают их родители. Цель этого конкурса была не показать, кто больше знает стихов, а просто предоставить всем возможность послушать, как великий поэт говорит о своей любви к Родине и ко всему, что его окружало. Такие литературные досуги способствуют обогащению духовного мира каждого ребёнка. Затем мы торжественно подвели итоги: юные чтецы и их родители были награждены дипломами участников. Но были, конечно, и победители, которые получили в подарок сборник стихов Сергея Есенина.
Есенинская лирика помогает детям осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отражению своих впечатлений в рисунке. После проведения совместных «есенинских вечеров», дети с родителями дома рисуют картинку по наиболее понравившемуся стихотворению, а в группе мы с ними оформляем из этих работ рукописную книгу.
Эта творческая работа представляется увлекательной для педагогов, детей и их родителей. Впечатления, полученные детьми на мероприятиях, остаются яркими, запоминающимися, и первое знакомство с поэзией Сергея Есенина откладывается в памяти ребенка, а не проходит бесследно.
Примечательно, что наша работа способна объединить семьи общим глубоким увлечением, призвана сохранить и укрепить узы между людьми, живущими под тем же небом, что и великий русский поэт.
Поэзия Есенина проникает в различные сферы нашей деятельности. Встречаясь утром в группе, мы с детьми вспоминаем стихотворение «С добрым утром!». Выходя на прогулку, наблюдаем, как «шелестят зеленые сережки» у березы. Зимой - любуемся красотой «белой березы», которая «принакрылась
снегом, точно серебром». Наблюдая за птицами в зимний период, нельзя не вспомнить строки «озябли пташки малые, голодные, усталые». С наступлением весны вдыхаем аромат «душистой черемухи», которая расцветает вместе со всей окружающей природой. И стихи нашего любимого поэта оживают вновь и вновь!
Остается добавить, что имя и творчество Сергея Есенина известно и любимо нашими воспитанниками. Когда они видят портрет Есенина или слышат знакомое стихотворение поэта, дети с гордостью рассказывают о том, что знаменитый русский поэт Сергей Есенин их земляк и читают разученные в детском саду его стихи. И мы верим, что став взрослыми, наши дети останутся большими почитателями поэзии Сергея Есенина и пронесут это чувство через всю свою жизнь.