гречишкина наталья
Народные традиции в развитии ребенка. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
С самой седой старины известно народное прикладное творчество России. Это, пожалуй, единственный вид, не претерпевший коренных изменений до сегодняшнего дня. Этими предметами исстари и доныне украшается и усовершенствуется домашний и общественный быт. Сельское ремесло осваивало даже довольно сложные конструкции, вполне пригодные в современной жизни. Хотя сейчас все эти предметы несут не столько практическую, сколько эстетическую нагрузку.
В рамках знакомства детей с народным творчеством в отдельных группах нашего детского сада были оборудованы мини-музеи.
Публикация «Народные традиции в развитии ребенка, Фотоотчет» размещена в разделах
Разные области и регионы имели собственные виды искусства, ремесла и рукоделия. Особое место в русском творчестве занимала традиционная игрушка. Она во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.
В этом контексте стоит вспомнить об "игре в бирюльки", о подлинном смысле котором знают сегодня лишь немногочисленные историки. Эта игра была достаточно популярна в русских традиционных семьях еще в 30-40-х годах прошлого столетия. Имевшая и свою "практическую задачу" - приучение детей к терпению, к способности концентрировать внимание, игра вместе с тем транслировала сложную систему метафизических ориентиров, давала представление о сложности и глубинной взаимосвязи всех процессов, происходящих в мире.
"Бирюльками" называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком; идея игры состояла в том, что играющие постепенно вытаскивали соломинки, стараясь не задеть при этом всю кучу, которой соломинки были насыпаны. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок. Таким образом, ребенок получал представление о том, как трудно что-то изменить в каждом отдельном случае, не разрушив всю сложную систему мировых взаимосвязей.
Адаптируя вышеизложенную игру к сегодняшнему дню можно заменить соломинки на счетные палочки (зубочистки, порезанные котельные палочки) и крупный вязальный крючок.
Подобные виды забытых игр вполне актуальны и в современном мире, но к сожалению мы предпочитаем заменять их гаджетами, забывая давать детям элементарные представления о мроустройстве и социализации.
Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, то она была столь же продуманной и многоплановой, как и только что описанная игрушка, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что соломенная или тканевая кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологическое напряжение и барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. Свои первые обереговые куклы дети крестьянских семей были способны выполнять уже к 3-4 году жизни, что говорит о их достаточно высоком как интеллектуальном развитии, так и развитии в области мелкой моторики. К сожалению, в следствии подмены традиционного самобытного развития русского ребенка на «Инновационные» гаджеты, в современном мире дети становятся не способными даже к самостоятельной деятельности, не говоря о самовыражении в ручном труде.
В подготовительной группе 24 детского сада «Антошка» дети попробовали сделать обереговую куклу самостоятельно. Данный вид деятельности оказался достаточно сложен в исполнении современных детей 6-ти лет. Оказалось, что для многих детей достаточно сложно завязать узел или отрезать нити равной длинны.
Хотелось бы порекомендовать родителям данный вид детской деятельности, не только для развития мелкой моторики, но также для развития интеллектульного, эстетического и пространственного мышления.
Для работы вам понадобится: веревка - пенька (можно взять любую другую или нитки, а также природный материал- солому, траву, ножницы, цветные нити или тесьма, кусочки ткани - для украшения.
Отмечено, что самостоятельно выполненная из натуральных материалов, игрушка знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру.
Нельзя сказать, что игра с народной игрушкой не интересна современному ребенку. На примере воспитанников нашего детского сада можно сделать вывод, что описываемые игрушки необычны в современном преставлении и уже тем интересны. Они на долго задерживают внимание современного ребенка, являясь не только предметом для любования, восхищения и забавы, но и приобщает дошкольника к миру абстрактных образов и представлений, эстетически развивает, дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и заставляет задуматься над азами техники и механики.
Воспитатели нашего детского сада «Антошка» стараются развивать у детей чувство прекрасного, эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Все занятия направлены на развитие потенциальных возможностей дошкольников. Хотелось бы надеяться, что описанные в данной статье виды детской деятельности найдут поддержку родителей наших воспитанников и вновь закрепятся в русских семьях, как самобытные неотъемлемые формы взаимообщения поколений.