Светлана Суханова
Значение народных праздников для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значение народных праздников для дошкольников.
Фольклор. Всё чаше это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творчески подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Многие дошкольно - образовательные программы включают в себя не только светское воспитание, но и элементы народного. В основном этими программами являются «Ладушки», «Истоки», проводники русской традиционной культуры, духовно-нравственных православных традиций среди дошкольного возраста.
Публикация «Значение народных праздников для дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Рассматривая народное творчество как основу национальной культуры, педагоги считают очень важным знакомить дошкольников с русскими традициями. Народное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного, эстетического развития детей. Простота ритмического рисунка, обилие гласных звуков, интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни легко запоминающимися. Дети с удовольствием разучивают и усваивают репертуар. На протяжении долгих лет помнят и любят полюбившиеся песни, игры, хороводы.
В своей работе педагоги должны опираться на следующие принципы: доступность содержания; познавательное и нравственное значение, развитие художественного восприятия, речи, воображения; внимание к самооценке ребёнка, позволяющее преодолеть завышение или занижение своих возможностей.
Чтобы привить любовь детям к народному творчеству нужно в доступной форме и наглядно преподнести им атрибуты, костюмы, традиции, которые создают наиболее праздничное настроение.
Для того чтобы устроить народный праздник требуется много предварительной работы. Разучивание народных песен, игр, хороводов, потешек, прибауток, переплясов. Рассматривание иллюстраций, картин, чтение книг, сказок, рассказов. Посещение музея в городе и мини музея в детском саду. Поход с родителями на выставки прикладного искусства.
Детям нравится отмечать народные праздники и досуги.
Проведение праздников и развлечений способствуют; активизации памяти, вниманию, мышлению. Фольклор помогает решению психо-коррекционных задач (снятия агрессии, страхов, преодоления замкнутости, помощь гиперактивным детям, устранения сложности в общении и др.). Всё это приводит к налаживанию внутригрупповых отношений.
Конечно, прежде всего, надо чтобы детский сад давал больше радости. Для этого и проводятся праздники и развлечения, которые поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение. Но значение праздников и развлечений не только в том, чтобы приносить радость: они являются средством всестороннего воспитания; пробуждают в душе ребёнка чувство любви к Родине, своему народу уважения к людям, чувство дружбы.
При подборе материала по народному творчеству следует выбирать понятный, доступный материал.
Наиболее используемые праздники в дошкольных учреждениях : «Рождество», «Пасха», «Осенины», «Масленица», «Яблочный спас», «Посиделки», «Святки». Каждый из них имеет свою цель, тематику. У каждого праздника своя декорация и атрибутика.
При организации праздников как особого вида использования свободного времени следует соблюдать принципы, которые характерны для русского досуга, - душевное возвышение, просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии. Для того чтобы сформировать праздничную культуру взрослые (педагоги совместно с родителями) должны вызвать у детей интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия. Очень важна в процессе праздника роль ведущего, он объединяет детей и взрослых, создаёт хорошее настроение, оживляет весь праздник.
В процессе подготовки необходимо привлекать детей к оформлению зала и группы, использовать их рисунки, подделки. При оформлении помещения следует помнить об основных правилах они должны:
- отвечать содержанию праздника,
- быть понятным для детей;
- развивать художественно - эстетический вкус;
- создавать радостное настроение,
- вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.
Праздник это не спектакль, это веселье, где активность принадлежит детям. Использовать аудиозаписи на праздниках нужно умеренно, осторожно и грамотно.
При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку. Хороший праздник - это весёлый, интересный, надолго оставляющий у детей след восторгов и впечатлений от увиденного и услышанного.
Педагоги дошкольных учреждений, перед которыми стоит важная и большая задача: сохранение и приумножение традиции и культуры русского народа вполне справляются с ней, так как повседневная работа помогает в осуществлении поставленных задач в коллективе. Они непосредственно соприкасаются ежедневно с культурой и традициями в различных направлениях деятельности дошкольников : изо-деятельность, познавательное, музыкальное и физическое развитие, развитие речи, социальный мир.
Ведь сегодня этнопедагогика имеет несколько направлении ранее развитие (материнство и детство, дошкольное, школьное, специальное. Выделившись в самостоятельное направление в детском музыкальном воспитании, она достигла уровня апробированной системы.
В современном мире одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклор как синтез этих трёх компонентов возможен только при усвоении взаимосвязи. Задача нашего поколения сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. И педагоги дошкольных учреждений занимают не последнее место в осуществлении этой задачи.