Татьяна Кабарухина
Народные потешки как средство развития образной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему
«Народные потешки как средство развития образной речи детей»
Воспитатель: Кабарухина Т. Н.
МБДОУ № 17, г. Таганрог.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Развитие речи идё т в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Публикация «Народные потешки как средство развития образной речи детей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Потешки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращённую к ним образную речь. Важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки.
Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.
Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей.
Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов).
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух, т. к. они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Всё это способствует образности речи дошкольников.
Среди выразительных средств языка определённое место занимают олицетворения и фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности, эмоциональности. Рассмотрим на примере потешек.
В потешке
Ай, качи-качи-качи!
Глянь-баранки, калачи!
Глянь-баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи-
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися
Ба-ра-а-а-ночки!
Используются повторы, фразеологизмы «с пылу, с жару» и олицетворения «налетели тут грачи, подхватили калачи». При чтении потешки дети представляют себе вкусные и румяные калачи, баранки «с пылу, с жару из печи», что способствует развитию фантазии и образному мышлению детей. Наличие повторяющейся фонемы-ч-, звукоподражаний (ай, качи, качи, качи, звукосочетаний – чи-ка- (качи, калачи, из печи, горячи, грачи) способствуют развитию фонематического слуха, а так же развитию речи детей.
В потешке
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Так же присутствует олицетворение: котик «очеловечивается»- «покупает» пирожок и булочку, «идёт» на торжок, на улочку. В стихотворении решается вопрос: или самому съесть булочку и пирожок, или Бореньке снесть. В следующей строчке даё тся ответ: и самому отведать, и Бореньку угостить.
Потешка как будто подсказывает образец поведения для детей – что нужно делиться с другими. Чёткая рифмо-ритмическая структура (пирожок – торжок, улочку – булочку, есть - снесть) потешки, её лаконичность, приобщают детей именно к такой форме изложения собственных мыслей.
В потешке
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога.
Пышки, ватрушки
Сдобной лепёшки
Высуши рожки.
Через монолог с улиткой происходит знакомство детей с разнообразными хлебо-булочными изделиями: пирогами, пышками, ватрушками, сдобными лепёшками и т. д., особенно любимыми русским народом.
Наличие повторяющихся фонем: - р -; - г- (рога, пирога, - ш (пышки, ватрушки, лепёшки) способствует развитию фонематического восприятия. Чёткая рифмо-ритмическая структура потешки создаёт бодрое и радостное настроение у детей, учит ясно и лаконично излагать свои мысли.
В потешке «Сегодня день целый
Все звери у дела»
все звери выполняют дела, связанные с жизнью человека. Они как бы «очеловечиваются» : лисичка-сестричка шубку подшивает; медведь сапог подбивает; медведица Маша варит детям кашу; зайчиха метёт метёлкой; кошка лыки дерёт, коту лапотки плетёт; кулик ходит с посошком; сорока-белобока (фразеологизм) мушек отгоняет.
В потешке содержится информация о жизни и быте людей, но чтобы донести её в более интересной и доступной форме для детей, автор – народ использует образы животных, которые «очеловечиваются» и выполняют действия, которые присущи человеку. А так же смысл потешки в том, что нужно трудиться, заниматься полезным делом, чтобы преобретать жизненный опыт, умения и навыки, необходимые для жизни. Композиционная целостность потешки, её чёткий ритм, наличие рифмы учат детей лаконично и выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать речь.
В потешке «Идёт лисичка по мосту,
Несёт вязанку хворосту
- Зачем ей хворост?
- Печь топить.
- Зачем ей печь?
- Обед варить.
- Зачем обед?
- Гостей кормить.
- А гости кто?
- Медведь с женой.
Да ёж, да кот,
Да мы с тобой.»
В форме вопросов и ответов происходит знакомство детей с окружающим миром «для чего что нужно». Лисичка предстаёт перед нами в образе хозяйки, которая готовит обед для гостей, и в число гостей входят и читатели – «да мы с тобой».
В потешке «Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь»
эпитеты «золотой», «масляна», «шелкова» используются в переносном значении и помогают передать образ петушка, как красивой, гордой птицы, которая очень важна для людей в домашнем хозяйстве. Ведь петушок рано встает, голосисто поет, будит людей на работу и дает возможность иметь у людей на столе куриные яйца.
В словах петушок, гребешок, головушка, бородушка использованы суффиксы ок, ушк с уменьшительно-ласкательным значением, что позволяет передать любовь и уважительное отношение людей к петушку, не смотря на то, что он «деткам спать не дает».
В потешке
«Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке – систричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, Кому в зобок,
Кому в лапочку»
используется прием олицетворения;
белка как бы очеловечивается: она «сидит» на тележке, «продает» орешки, а так же используются фразеологизмы: лисичка-сестричка, заинька усатый, мишка толстопятый; в словах: лисичка-сестричка, заинька, зобок, лапочка есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, что характерно для устного народного творчества. Четкий ритм, лаконичность повествования служат примером для лаконичной, четкой речи детей.
В потешке «Кисонька-Мурысенька» автор – народ так же использует прием олицетворения.
Кисонька-Мурысенька отождествляется с хозяйкой, которая, прежде чем испечь прянички, идет на мельницу, чтобы смолоть муку, и только потом печет прянички.
Но вкусные прянички она ест одна. В последней строчке мы «слышим» прямое указание, которое повторяется два раза:
- Не ешь одна! Не ешь одна!
- Почему? Наверное, автор – народ учит, что нужно делиться с другими, уметь дружить, потому что друзья всегда придут на помощь.
Как это было в потешке
«Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила!»
Здесь особенно ярко виден прием олицетворения.
«Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собака – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!»
Прием «опускания» глаголов - действия, прием повтора слов придают стихотворению четкий ритм, динамику, стройность, кажется, что все пришло в движение, все спешат потушить пожар.
Даже слова «Тили-бом! Тили-бом!» звучат, как звон колокола. Чему учит потешка? Народная мудрость гласит : нужно помогать друг другу в трудную минуту, особенно во время пожара. Если ты поможешь, то помогут и тебе. Взаимовыручка, взаимопомощь – всегда были основой взаимоотношений русских людей.
В потешке «Водичка, водичка
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»
вода «оживает», автор – народ обращается к ней, как к «мыслящему существу» : оживают роток и зубок. В словах водичка, личико, щечки, роток, зубок используются суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, которые подчеркивают бережное отношение к себе, к своему организму. В потешке говорится о пользе умывания для здоровья человека и, вообще, о ценности человеческой жизни. Чем лучше человек будет заботиться о своем организме, тем он дольше проживет – в этом заключается народная мудрость.
В потешке «Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны» так же используется прием олицетворения. Мы как будто слышим целый оркестр, в котором гуси «играют» на гуслях, утки «дудят» в дудки, овцы «стучат» в донцы, тараканы «бьют» в барабаны.
В потешке ощущается народный юмор, желание повеселить других людей, это подкреплено ритмом, рифмой и композиционной четкостью. Желание представить этот веселый «оркестр» развивает воображение и образное мышление детей.
В потешке «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную» тоже есть олицетворение. Ворон превращается в музыканта-трубача и «играет во трубу во серебряную». Потешке особый ритм и напевность придают звукоподражания – ду-ду, ду-ду, ду-ду – и рифмы ду-ду; на дубу; во трубу, что позволяет усилить ее мелодичность, музыкальность, а «убаюкивающий» ритм делает ее похожей на колыбельную песню.
Народные потешки позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, способствуют гармоничному развитию личности ребенка, способствуют образности речи дошкольников.