Папки-передвижки

Народные потешки как средство развития образной речи детей

Татьяна Кабарухина
Народные потешки как средство развития образной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему

«Народные потешки как средство развития образной речи детей»

Воспитатель: Кабарухина Т. Н.

МБДОУ № 17, г. Таганрог.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Развитие речи идё т в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Публикация «Народные потешки как средство развития образной речи детей» размещена в разделах

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращённую к ним образную речь. Важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки.

Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей.

Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов).

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух, т. к. они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Всё это способствует образности речи дошкольников.

Среди выразительных средств языка определённое место занимают олицетворения и фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности, эмоциональности. Рассмотрим на примере потешек.

В потешке

Ай, качи-качи-качи!

Глянь-баранки, калачи!

Глянь-баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи-

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

Используются повторы, фразеологизмы «с пылу, с жару» и олицетворения «налетели тут грачи, подхватили калачи». При чтении потешки дети представляют себе вкусные и румяные калачи, баранки «с пылу, с жару из печи», что способствует развитию фантазии и образному мышлению детей. Наличие повторяющейся фонемы-ч-, звукоподражаний (ай, качи, качи, качи, звукосочетаний – чи-ка- (качи, калачи, из печи, горячи, грачи) способствуют развитию фонематического слуха, а так же развитию речи детей.

В потешке

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Так же присутствует олицетворение: котик «очеловечивается»- «покупает» пирожок и булочку, «идёт» на торжок, на улочку. В стихотворении решается вопрос: или самому съесть булочку и пирожок, или Бореньке снесть. В следующей строчке даё тся ответ: и самому отведать, и Бореньку угостить.

Потешка как будто подсказывает образец поведения для детей – что нужно делиться с другими. Чёткая рифмо-ритмическая структура (пирожок – торжок, улочку – булочку, есть - снесть) потешки, её лаконичность, приобщают детей именно к такой форме изложения собственных мыслей.

В потешке

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога.

Пышки, ватрушки

Сдобной лепёшки

Высуши рожки.

Через монолог с улиткой происходит знакомство детей с разнообразными хлебо-булочными изделиями: пирогами, пышками, ватрушками, сдобными лепёшками и т. д., особенно любимыми русским народом.

Наличие повторяющихся фонем: - р -; - г- (рога, пирога, - ш (пышки, ватрушки, лепёшки) способствует развитию фонематического восприятия. Чёткая рифмо-ритмическая структура потешки создаёт бодрое и радостное настроение у детей, учит ясно и лаконично излагать свои мысли.

В потешке «Сегодня день целый

Все звери у дела»

все звери выполняют дела, связанные с жизнью человека. Они как бы «очеловечиваются» : лисичка-сестричка шубку подшивает; медведь сапог подбивает; медведица Маша варит детям кашу; зайчиха метёт метёлкой; кошка лыки дерёт, коту лапотки плетёт; кулик ходит с посошком; сорока-белобока (фразеологизм) мушек отгоняет.

В потешке содержится информация о жизни и быте людей, но чтобы донести её в более интересной и доступной форме для детей, автор – народ использует образы животных, которые «очеловечиваются» и выполняют действия, которые присущи человеку. А так же смысл потешки в том, что нужно трудиться, заниматься полезным делом, чтобы преобретать жизненный опыт, умения и навыки, необходимые для жизни. Композиционная целостность потешки, её чёткий ритм, наличие рифмы учат детей лаконично и выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать речь.

В потешке «Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту

- Зачем ей хворост?

- Печь топить.

- Зачем ей печь?

- Обед варить.

- Зачем обед?

- Гостей кормить.

- А гости кто?

- Медведь с женой.

Да ёж, да кот,

Да мы с тобой.»

В форме вопросов и ответов происходит знакомство детей с окружающим миром «для чего что нужно». Лисичка предстаёт перед нами в образе хозяйки, которая готовит обед для гостей, и в число гостей входят и читатели – «да мы с тобой».

В потешке «Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь»

эпитеты «золотой», «масляна», «шелкова» используются в переносном значении и помогают передать образ петушка, как красивой, гордой птицы, которая очень важна для людей в домашнем хозяйстве. Ведь петушок рано встает, голосисто поет, будит людей на работу и дает возможность иметь у людей на столе куриные яйца.

В словах петушок, гребешок, головушка, бородушка использованы суффиксы ок, ушк с уменьшительно-ласкательным значением, что позволяет передать любовь и уважительное отношение людей к петушку, не смотря на то, что он «деткам спать не дает».

В потешке

«Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – систричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, Кому в зобок,

Кому в лапочку»

используется прием олицетворения;

белка как бы очеловечивается: она «сидит» на тележке, «продает» орешки, а так же используются фразеологизмы: лисичка-сестричка, заинька усатый, мишка толстопятый; в словах: лисичка-сестричка, заинька, зобок, лапочка есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, что характерно для устного народного творчества. Четкий ритм, лаконичность повествования служат примером для лаконичной, четкой речи детей.

В потешке «Кисонька-Мурысенька» автор – народ так же использует прием олицетворения.

Кисонька-Мурысенька отождествляется с хозяйкой, которая, прежде чем испечь прянички, идет на мельницу, чтобы смолоть муку, и только потом печет прянички.

Но вкусные прянички она ест одна. В последней строчке мы «слышим» прямое указание, которое повторяется два раза:

- Не ешь одна! Не ешь одна!

- Почему? Наверное, автор – народ учит, что нужно делиться с другими, уметь дружить, потому что друзья всегда придут на помощь.

Как это было в потешке

«Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила!»

Здесь особенно ярко виден прием олицетворения.

«Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собака – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!»

Прием «опускания» глаголов - действия, прием повтора слов придают стихотворению четкий ритм, динамику, стройность, кажется, что все пришло в движение, все спешат потушить пожар.

Даже слова «Тили-бом! Тили-бом!» звучат, как звон колокола. Чему учит потешка? Народная мудрость гласит : нужно помогать друг другу в трудную минуту, особенно во время пожара. Если ты поможешь, то помогут и тебе. Взаимовыручка, взаимопомощь – всегда были основой взаимоотношений русских людей.

В потешке «Водичка, водичка

Умой мое личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

вода «оживает», автор – народ обращается к ней, как к «мыслящему существу» : оживают роток и зубок. В словах водичка, личико, щечки, роток, зубок используются суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, которые подчеркивают бережное отношение к себе, к своему организму. В потешке говорится о пользе умывания для здоровья человека и, вообще, о ценности человеческой жизни. Чем лучше человек будет заботиться о своем организме, тем он дольше проживет – в этом заключается народная мудрость.

В потешке «Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки,

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны» так же используется прием олицетворения. Мы как будто слышим целый оркестр, в котором гуси «играют» на гуслях, утки «дудят» в дудки, овцы «стучат» в донцы, тараканы «бьют» в барабаны.

В потешке ощущается народный юмор, желание повеселить других людей, это подкреплено ритмом, рифмой и композиционной четкостью. Желание представить этот веселый «оркестр» развивает воображение и образное мышление детей.

В потешке «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Во серебряную» тоже есть олицетворение. Ворон превращается в музыканта-трубача и «играет во трубу во серебряную». Потешке особый ритм и напевность придают звукоподражания – ду-ду, ду-ду, ду-ду – и рифмы ду-ду; на дубу; во трубу, что позволяет усилить ее мелодичность, музыкальность, а «убаюкивающий» ритм делает ее похожей на колыбельную песню.

Народные потешки позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Русские народные песенки, потешки, прибаутки развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, способствуют гармоничному развитию личности ребенка, способствуют образности речи дошкольников.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Поддержка одаренных детей в ДОО Современное состояние системы образование характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные потешки как средство развития образной речи детей
Опубликовано: 25 мая 2014 в 14:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные потешки как средство развития образной речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кабарухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД