Людмила Хвостенко
Проект «Народное творчество в жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Народное творчество в жизни дошкольников.
Одно из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения в развитии дошкольников - проект «Приобщение воспитанников к русскому народному творчеству и фольклору». Окружающая среда, созданная нашим коллективом, благотворно влияет на развитие работы в этом направлении. Проводятся праздники, развлечения, реализуется программа «От печки до лавочки» в русской избе, создана творческая группа «Катюша», которая является лауреатами и победителями районных, городских и международных конкурсов.
Публикация «Проект „Народное творчество в жизни дошкольников“» размещена в разделах
В данном проекте рассматривается актуальность приобщения детей к истокам народной культуры,как одной из важнейших задач в современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: гендерное, художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.
Составлены методические разработки примерных конспектов занятий, дидактических игр, сценариев развлечений. Данный методический материал станет для педагогов с любым стажем работы помощником при планировании образовательной, совместной деятельности с детьми.
В результате реализации проекта дети познакомятся с разнообразными формами детского музыкального фольклора, с традициями и образами русского народа, с танцевальными жанрами: плясовые, увеселительные, так называемые, ярмарочные танцы; кадриль, хороводы, обрядовые танцы.
Наше общество стоит на пороге не простого времени. Материальные ценности доминируют над духовными ценностями. В молодых семьях гражданственность, патриотизм не являются важным фактором в воспитании подрастающего поколения. Развитие личности – главная задача современного воспитания. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Самая большая потеря нашего времени - то, что было накоплено за многие годы нашими предками - народный фольклор, русское народное искусство. Мы заново открываем для себя традиции русского народа. Увлеченно вслушиваемся в народные мелодии и слова, пытаемся их воспроизвести, реконструировать события, праздники, обряды. И уже на многое мы смотрим по-иному, переоцениваем заново. В наших силах восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Ведь без прошлого нет будущего. Начинать восстанавливать утраченную связь времен нужно с дошкольного возраста. Дети в этом возрасте еще далеки от современного ритма жизни.
Цель данного проекта : повышение эффективности духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение народных традиций, патриотическое и нравственно-духовное воспитание человека, воспитание достойных граждан России, патриотов своего Отечества, формирование и развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
- Воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
-Знакомство детей с традициями и образами русского народа;
-Развитие эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
-Воспитание эстетических чувств;
-Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству
-Знакомство детей с танцевальными жанрами: плясовые, увеселительные, так называемые, ярмарочные танцы; кадриль, хороводы, обрядовые танцы.
В работе над приобщением к русской народной культуре использую следующие методы:
- наглядный метод :демонстрация иллюстраций и картин;
-игровой метод :игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;
-практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Организация педагогического процесса музыкального развития дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием - музыкальными игрушками и инструментами, музыкально -дидактическими пособиями, всевозможной методической литературой, различными атрибутами. Даже музыкальные инструменты, которые мы используем, раскрашены в русском народном стиле. Для пополнения русских народных инструментов были приобретены свистульки, трещотки.
Особое внимание обращается на хороводы- они не только способствуют координации движения, но и раскрепощают и позволяют эмоционально раскрыться. В хороводе дети держатся за руки, контактируют, общаются с противоположным полом, усваивают начальные важнейшие нормы общения. В хороводах участники слышат текст и мелодию, видят происходящее, движутся определенным образом.
В русском народном фольклоре через обряды, традиции, трудовую деятельность, прослеживается гендерное воспитание. С момента рождения ребенка народная культура развивала способность относить себя к определенному полу. Различные элементы фольклора могут быть использованы в качестве полоролевого воспитания детей в дошкольном возрасте.
Ведущей деельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируются интересы, способы поведения характерных для того или иного пола, который возникает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Посредством игры происходит знакомство с русским народным творчеством. Игра является национальным богатством, содержащим фольклорный материал, способствующий овладению речью, умение передавать особенности действий персонажей. Русская народная игра несет в себе огромный потенциал для развития творчества и свободной импровизации детей. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр.
В фольклорных играх ребенок усваивает основные черты, характерные для носителя того или иного пола. Обычно девочка, девушка в играх определяется как красивая. разумная. Называется "лебедушкой", "павой", "уточкой". Народная музыка в таких играх выбирается плавная, напевная. Музыка для девушек, девочек в народных играх определяет общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую. Мальчик же определяется как сильный, смелый, разумный, защитник. Называется " соколом", "орлом", "селезнем". Музыка в народных играх для мальчиков определяет пластику движений как болеем активную, резкую, наступательную.
В русских народных играх четко прослеживается мужское и женское начало. По моим наблюдениям,игры с гендерными ролями особенно импонируют дошкольникам. Народные игры, где можно выразить своё Я, показать свой удалой характер или наоборот скромность и женственность, находят свой отклик в детских душах. Дети очень быстро запоминают старорусские слова в таких играх. Игры направлены на ознакомление с фольклором через художественную литературу, театрализованную деятельность, музыкальное развитие, художественное творчество, речевое развитие. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет художественно-эстетическое развитие. В процессе игры ребёнок многое узнает о овладении различными техниками, развитие способности к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков, о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи, познакомиться с музыкальными инструментами, навыка художественной речи и т. д. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Работа с воспитанниками над изучением и исполнением русских народных песен, потешек, частушек привела к созданию творческой группы "Катюша", которая была создана в 2015 году в нашем ДОУ. Народный фольклор и игра на ложках- основные направления в работе группы. Русские народные песни нашли свое место в душах воспитанников. Группа принимала участие в городском фестивале -конкурсе "Собирайся народ в наш веселый хоровод", где заняла 3 место. В 2017 году состав группы пополнился воспитанниками 2-й младшей группы, которые своей непосредственностью и артистизмом привнесли изюминку в выступления группы. Малыши освоили не сложные элементы игры на ложках и с достоинством вместе со всей группой заняли 3 место.
Сольная работа с воспитанниками дала свои первые плоды. В городском фестивале -конкурсе "Собирайся народ в наш веселый хоровод" солист группы "Катюша" занял первое место с игровой песней "Как за двором за двором", в которой прослеживается мужское начало.
Впервые группа "Катюша" приняла участие в городском конкурсе "Маленькие звездочки", где вошла в десятку лучших номеров - 9 место. В новом учебном году будут учтены недостатки на которые указали члены жюри конкурса, и есть надежда войти в тройку лидеров.
Выступления детской группы "Катюша" вдохновили родителей воспитанников на изготовление русских народных костюмов для выступлений. Пример выступления детей поспособствовал участию родителей в развлечениях, досугах и праздниках. Так взрослые роли в нашем детском саду исполняют не воспитатели, а родители воспитанников, которые ответственно подходят к воплощению роли. Особенно привлекает родителей участие в ежегодно проводимых в нашем детском учреждении "Ярмарках", "Осенинах на Руси", "Осенних посиделках или театрализованных сказках из русского фольклора.
Творческой группой, был разработан проект по организация мини-музея русского народного творчества. Место для работы мини-музея было выбрано не случайно - перед музыкальным залом. Как театр начинается с вешалки, так и зрители и посетители музыкального зала должны окунаться в атмосферу народного праздника постепенно.
Содержанием работы комнаты русского быта является:
• Посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
• Проведение тематической НОД для дошкольников;
• Организация экскурсий для детей и их родителей. Темы экскурсий: «Устройство русской избы: женская и мужская часть дома», «Деревянные игрушки», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом : вышивка, шитье», «Народный досуг в избе : посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года» и др. ;
- Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
- Оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Самовар», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
- Организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности комнаты русского быта:
- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате русского быта («покровские посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха», «Колядки» и др.
Типы НОД (тематические, многовидовые, интегрированные) :
- рассказ педагога – фольклориста, этнографа;
- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);
- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;
- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).
Результатом работы комнаты русского быта и знакомства с русским народным творчеством стало :
- Улучшение эмоционально-психологического состояния, сформированное позитивное отношение к родному краю: историческим событиям, природе, культуре и творчеству своих земляков.
- Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнения русских народных танцев, знакомство с русским народным бытом через русскую народную игру.
-Успешное усвоение правил в русских народных играх;
- жанров устного народного творчества;
- представлений о традициях, обычаях, праздниках и т. д. ;
- представлений о символике города, крае, страны;
- овладение навыками театрализованной деятельности.
- Проявление самостоятельности и творческой активности, устойчивого познавательного интереса.
- Повышение чувства коллективизма, сопереживания, взаимопомощи; желание совершать добрые поступки.
- Проявление уважения к сверстникам и взрослым в период общения с ними.
- Устойчивый интерес к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
В создании музея русской народной избы,был задействован весь педагогический состав. Откликнулись и родители воспитанников. В дар мини- музею были переданы предметы народного сибирского быта такие как: прялка, утюги, веретено, кровать, полотенца, рушники. Педагоги и родители воспитанников каждой группы внесли свой вклад в создание и работу мини- музея. Родителями был изготовлен деревянный стол и лавка, русская печка, колодец, повозка. Печка заняла свое место в углу. Даже в старинном чугунке была настоящая картошка. Стены мини -избы были разрисованы стогами сена и телегой с лошадью. Ну а главными экспонатами русской избы стали большие куклы деда и бабки, изготовленные родителями воспитанников. Воспитанники младших групп проходя мимо них, всегда машут им рукой.
Большое значение в реализации программы имеет работа с родителями. С родителями запланированы беседы, дискуссии по теме «Быт русского народа». Разработаны консультации для родителей «Мини- музей в детском саду», «Народные праздники» и др. Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей; в организации Мини- музея «Русская изба».
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• лектории для родителей;
• открытые показы воспитательно -образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
• факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• индивидуальные консультации специалистов;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• совместные экскурсии;
• ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
• благотворительные ярмарки;
• тематические мастер- классы;
• совместные с родителями праздники
Главным результатом нашей работы является все возрастающий интерес детей и взрослых к русской народной культуре. Оценку наших усилий в этом направлении можно узнать из «Гостевой книги», где собираются отклики всех гостей, побывавших в музее.
Новосибирск 2022