Светлана Куроленко
Народная культура как средство воспитания личности
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее время в нашей стране происходит интенсивный рост национального сознания, что, в первую очередь, связано с проблемой осознания собственной этнической принадлежности, утраченной нами в конце ХХ века. Нас окружает большое количество «иностранного» в быту, на телевидении, в музыке и т. п. В связи с этим практически утрачены понятия об истинных ценностях, о чувствах патриотизма и человеколюбия. Исчезают идеалы человека-труженика, воина – защитника Отечества, забываются семейно-бытовые обычаи, традиции, секреты взаимного уважения в семье, почитания старших.
Публикация «Народная культура как средство воспитания личности» размещена в разделах
Самыми незащищенными от негативных воздействий окружающего поликультурного мира оказались дети. Дошкольники в данном отношении требуют особого внимания, так как они, с одной стороны, обладают высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой – у них только формируются ценностные приоритеты, определяющие поведение и поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет показывают, что именно под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация картины мира и ценностных ориентиров.
Знакомство с обычаями, традициями россиян, помогает воспитать у детей интерес к истории русского народа, любовь к его культуре, помогает сохранить наследие прошлых веков. Поэтому познание детьми культуры русского народа, его фольклора, находит отклик в детских сердцах, оказывает положительное влияние на эстетическое и эмоциональное развитие детей, позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка, сформировать общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям и традициям народной культуры необходимо начинать с малых лет. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, то лучше всего знакомить дошкольников с народной культурой посредством народных игр. Ознакомление детей с народными играми совмещает в себе, помимо развития игровой деятельности дошкольников, развитие познавательных способностей, продуктивной, художественно-речевой и музыкальной деятельность деятельности. Кроме того, она позволяет познакомить детей с фольклором.
Отбор игр должен строиться на принципах учета возрастных особенностей детей, культуросообразности, интегративности, системности и последовательности содержательного компонента.
Используя народную игру как эмоционально-образное средство влияния, воспитатель пробуждает детей к активному выполнению игровых действий, творческому преобразованию знакомой игры в новую, развивает интерес к фольклору.
Народные игры являются одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражаются национальные устои, образ жизни людей, их труд, особенности быта, представления о нравственных качествах: о чести, смелости, мужестве. Кроме того, в процессе игры воспитывается желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Самобытность народных игр заключена в том, что они, построены на глубоко нравственной основе. Играя, малыш ощущает гармонию с окружающим миром. У него формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культурному наследию родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию народные игры доступны ребенку, лаконичны и выразительны. Они способствуют активизации работы мысли, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью дошкольника. В ходе игры воспитатель привлекает внимание дошкольников к ее содержанию, следит за точностью выполнения движений, соблюдения правил, приучает оказывать поддержку товарищу, добиваться совместного (командного) достижения общей цели и при этом испытывать радость. В конце игры важно отметить поступки тех детей, которые проявили смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Необходимо помнить, что главная задача деятельности педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей желание играть самостоятельно и активно.
Использование народных игр в совокупности с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу важно понять, что впечатления детства неизгладимы и глубоки. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств.
Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.