Татьяна Гицевич
Национально-региональный компонент в системе гражданского воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад большое внимание уделяет гражданскому воспитанию детей, и это в свою очередь определяет работу, связанную с изучением родного края, так как нельзя стать настоящем гражданином, если не знать свои " корни" .
Национально-региональный компонент мы включаем в такие виды деятельности, как:
- познавательное развитие;
- экология;
- музыка;
- игровая деятельность;
- развитие речи.
Задачи, которые стоят перед педагогами следующие:
Публикация «Национально-региональный компонент в системе гражданского воспитания в ДОУ» размещена в разделах
1) знакомство детей с бытом и культурой, историей, традициями хакасского народа.
2) расширять, обобщать и уточнять знания детей о Хакасии.
3) воспитывать интерес, любовь к родной природе, желание больше узнать о природе своего края.
Формы работы, используемые по национально- региональному компоненту, следующие:
- развивающие занятия (знакомства с русским народным творчеством);
- работа с семьей (совместные мероприятия, оформления выставок);
- изучения хакасского искусства (знакомство с изделием хакасских мастеров - одежда и украшения;)
- совместная деятельность (выкладывание узоров из бросового материала, дизайн одежды и др.)
Чтобы дети лучше узнали свой край, глубже познакомились с богатым растительным, животным миром Хакасии, с ее умельцами и мастерами, составлен перспективный план работы, куда вошли : занятия по экологии, познавательные занятия, творчество, конструирование, совместные выставки, посещения музея.
Тематика занятий следующая: "Абакан-столица Хакасии","Города Хакасии, чем они славятся?", "Природа родного края"," Мы разные","Наше наследие","Моя семья".
Много сделано детьми работ из бросового материала (в совместной деятельности и на занятиях) :
- выкладывание национального орнамента;
- выставка"Хакасия -любовь моя";
- животный и растительный мир Хакасии;
Знакомство с национальной культурой проходит как в обучающем блоке так и в совместной деятельности. Так же в групповых комнатах оформляются национальные уголки отражающие быт и культуру хакасского народа. Здесь же куклы в национальных костюмах. Совместно с родителями сделаны альбомы: город Абакан - столица Хакасии, лесные звери, таежные цветы, на просторах Хакасии. Оформляем уголки с фотографиями достопримечательностей городов Хакасии.
Также мы читаем и пересказываем хакасские народные сказки, играем в национальные игры, слушаем хакасскую народную музыку. На прогулке, например, можно организовать мини- исследование живых существ.
В него входят :
- наблюдения;
- сравнения;
- фантазирование;
- опасность, польза;
-запечатления;
-конструирование;
- игра.
Беседуя с детьми мы обогащаем знания детей о нашем крае.
Рассказываем об экономическом и социальном развитии города, о природных богатствах Хакасии. Мы проводим с детьми экскурсии на почту, в магазины, в библиотеку, школу, чтобы познакомить детей с людьми различных профессий.
Отдыхая в лесу, дети познают природу, растительность, животный мир нашего края. Они вместе с родителями собирают ягоды, грибы, шишки, а также рассматривают деревья, кусты, насекомых, собирают листья. Из сухих листьев дети сделали картины ("Чалпан", "Река Абакан" и др.).А какое удовольствие испытывают дети когда рассказывают о проведённых днях с родителями в отпуске на озерах Хакасии. Чтобы отследить как усваивается материал мы проводим исследование в начале и в конце года.
1. В какой республике вы живёте?
2. Как называется город, в котором вы живёте?
3. Как называется река в вашем городе, посёлке?
4. Каких птиц, живущих в вашем крае вы знаете?
5. Каких диких животных, живущих в ваших лесах вы знаете?
6. Какие растут деревья, цветы в вашем крае?
7. Для чего нужно охранять природу, птиц, животных, насекомых.
8. Как нужно охранять лес, реки. озёра?
9. Какие методы и приёмы вы бы применили, если бы вы встретили "обидчиков" природы?
10. Любите ли вы природу вашего края, чтобы вы сделали для того, чтобы ваш край стал ещё лучше, красивее?
Если родители, как и воспитатели будут заинтересованы в том, чтобы ребёнок освоил весь материал, то процесс освоения будет интересней. Поэтому мы привлекаем родителей к нашим мероприятиям, и они охотно откликаются.