Ирина Бортулева
Наблюдения на прогулке во 2-младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Осень:
1. Наблюдение за солнцем.
Цель: - формировать представления об изменении в природе с приходом осени (солнце реже появляется на небе, меньше греет); - развивать коммуникативные способности, внимание, память; - формировать эмоционально-положительное отношение к природе и поддерживать радостное настроение.
Стихотворение:
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Посмотрите на небо, что вы видите.
(сам. наблюдения детей).
Вопросы :
Публикация «Наблюдения на прогулке во 2-младшей группе» размещена в разделах
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
- Что вы видите?
- Какое солнце?
- На что солнце похоже?
- Какая сегодня погода?
- Почему погода стала холоднее?
- Почему солнце реже появляется на небе?
Игра «Солнышко и дождик»
2. Наблюдение за елью.
Цель: - формировать у детей представление о внешних особенностях ели;
- развивать речь, память, внимание;
- воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.
Чтение стихотворения.
Пусть в небе листья кружатся, и близко холода,
Зеленые иголочки не сброшу никогда!
Вы только поглядите на мой наряд лесной,
Вы только приходите поговорить со мной.
(Самостоятельные наблюдения детей).
Вопросы:
- Какой ствол у ели?
- Как называются ветви ели?
- Какие по длине веточки ели?
- Что у ели вместо листочков?
- Какого цвета хвоинки у ели?
- Они меняют свой цвет?
- Чем ель отличается от других деревьев на участке?
игра «Догонялки»
2. Наблюдение за листопадом.
Цель: - формировать представление о природном явлении – листопаде; - развивать речь, память, внимание, коммуникативные качества; - воспитывать положительно-эмоциональное отношение к природе, вызывать радость от происходящего явления в природе.
Чтение стихотворения И. Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки….
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам, и всем подряд.
Что? Скажите наугад!
Ну конечно…. листопад
(Самостоятельные наблюдения детей).
Вопросы к детям:
- Откуда падают листья?
- Когда бывает листопад?
- Как листья летят?
- Какого цвета опавшие листья?
- Каких больше?
- Что образуют опавшие листья на земле?
- Приятно ли идти по ковру из листьев?
- Почему?
Игра «Листопад».
4. Наблюдение за березой.
Цель: - формировать представления о характерных признаках дерева осенью, закрепить названия частей; - развивать внимание, память, речь; - воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы.
Чтение стихотворения.
Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.
(Самостоятельные наблюдения детей).
-Как нам узнать березу среди других деревьев?
-Какого цвета ствол у березы?
- Какого цвета ветки?
- Зачем корень дереву?
- Какого цвета листья березы осенью?
- Какого цвета они были летом?
- Какие листочки большие или маленькие?
- Какие на ощупь?
Игра «Найди свой цвет».
Зима:
1. Наблюдение за солнцем.
Цель: - формировать представления об изменении в природе с приходом зимы (солнце светит и совсем не греет, оно спрятано за тучками); -развивать коммуникативные способности, внимание, память; - формировать эмоционально-положительное отношение к природе и поддерживать радостное настроение.
Чтение стихотворения.
Солнышко ясное, нарядись,
Солнышко красное, покажись,
Платье алое надень,
Подари нам красный день!
Посмотрите на небо, что вы видите.
(самостоятельные наблюдения детей).
Вопросы:
- Что вы видите на небе?
- Прячется ли солнце за тучи?
-Какое солнце?
- На что похоже солнце?
- Какая сегодня погода?
- Как греет солнце?
- Предложить слепить снежок и подарить солнышку.
Игра «Солнце и тучка»
2. Наблюдение за свежевыпавшим снегом.
Цель: - формировать представления о зиме;
- развивать речь, внимание, память;
- вызывать эстетическое переживание от
красоты зимней природы, радость от
прогулки.
Чтение стихотворения А. Ануфриева «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок,
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег-
Засыпает он нас всех.
Посмотрите вокруг, какие изменения произошли в природе.
(Самостоятельные наблюдения детей.)
Вопросы :
- Какое сейчас время года?
- Почему, вы так решили?
- Много снега или мало?
- Какой снег?
- Во время снегопада стало теплее?
- Предложить собрать снег в горку?
- Получилась горка?
Игра «Мы веселые снежинки»
3. Наблюдение за елкой зимой.
Цель: - формировать представления об особенностях жизни деревьев зимой, умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев; - развивать речь, память, внимание; - формировать эмоционально-положительного отношения к природе.
- игрушка белка приносит письмо
Предложить прочитать письмо (загадку)-приглашение в гости к….
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Посмотрите вокруг и найдите это дерево на нашем участке, рассмотрите.
(Самостоятельные наблюдения детей.)
Вопросы к детям:
- Как вы узнали, что это ель?
- Чем выделяется ель зимой среди других деревьев?
- Какой ствол у ели?
- Какие у нее ветви?
- Как называются ветви ели?
- Почему под лапами ели на снегу лежит большая, темная тень?
- Почему под елью снег не глубокий?
Игра «Хоровод вокруг елки».
4. Наблюдение «Где, чей след»
Цель: - продолжить формировать представления о зимующих птицах; - развивать внимание, речь, память, вызывать интерес к окружающему; - воспитывать желание беречь и защищать природу.
(используя лупу и читая стихотворение привлечь внимание детей)
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка – невеличка,
Или это чья то кошка?
- предложить на участке найти следы на снегу
(Самостоятельные наблюдения детей)
Вопросы:
- Какие птицы зимуют в городе?
- Одинаковые следы или разные?
- Какие следы по размеру?
- Как вы, думаете, кому принадлежат следы?
- Почему вы так думаете?
- Как вы, думаете, куда ведут следы?
- Почему вы думаете, что они ведут к кормушке?
- Как вы думаете трудно зимой птицам? - Можем ли мы чем-то помочь птицам?
Предложить нарисовать следы маленькой и большой птичке.
Игра «Воробушки и автомобиль».
Весна:
1. Наблюдение за небом.
Цель: - формировать представления об особенности весеннего неба; - развивать речь, память, внимание; - формировать эмоционально- положительное отношения к природе, пробудить чувство заинтересованности и сопричастности ко всему что видят и замечают.
Загадка
Голубая простыня
Весь свет одевает. Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
- небо
(Самостоятельные наблюдения детей).
Вопросы к детям:
- Какое сейчас небо?
- Есть ли на небе тучки или облака?
- Как движутся облака по небу?
- На что они похожи?
- Какого они цвета?
Игра «Тучка - солнышко»
2. Наблюдение за травой.
Цель: - формировать представление детей о простейших связях в природе, познакомить с весенней травкой; - развивать речь, память, внимание; -воспитывать чувство бережного отношения к объектам живой природы
-ЗАГАДКА от игрушки -корова -
Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть ее всегда готовы.
(Трава)
(Самостоятельные наблюдения детей).
Вопросы к детям:
- Где выросла трава?
- Какого она цвета?
- Какая трава на ощупь?
- Какая трава по длине?
- Чем травка держится за землю?
- Зачем ей корни, только чтобы держаться за землю?
- А что еще помогает травке расти?
Игра «Кто пасется на лугу»
3. Наблюдение за капелью.
Цель: формировать умение наблюдать и замечать изменения в природе; - развивать речь, память, внимание; - формировать эмоционально- положительное отношения к природе, пробудить чувство заинтересованности и сопричастности ко всему что видят и замечают.
Чтение стихотворения:
Кап! Кап! Я капель!
Капаю тихонько.
Кап! Кап! Целый день
Капли пляшут звонко.
Кап! Кап! Побыстрей
Капли побежали,
Потому что солнышко
Капли увидали.
(Самостоятельные наблюдения детей).
Вопросы к детям:
- Какое время года настало?
- Что происходит со снегом, с сосульками?
- Почему это происходит?
А как греет солнце?
А какое солнце?
Игра «Ручейки у озера».
4. Наблюдение за почками березы.
Цели: - продолжать знакомство с деревьями на участке; - формировать представления о том, что почка — домик для листочка; развивать речь, память, мышление; - воспитывать бережное отношение к природе.
Загадка.
Эти маленькие бочки Распечатает весна, А пока в них спят листочки И растут во время сна. (Почки.)
(Самостоятельные наблюдения детей)
Где почки находятся?
А как называется это дерево?
Какие части березы вы знаете?
Что произошло с почками?
Какого цвета почки?
Они маленькие или большие?
Как они пахнут?
Какие они?
Что появляется из почек?
А какого цвета появляются листочки?
Игра «Хоровод вокруг березки»
Лето:
1. Наблюдение за солнцем.
Цель: формировать представления об характерных изменениях в природе (солнце греет, жарко); развивать коммуникативные способности, внимание, память; - формировать эмоционально-положительное отношение к природе и поддерживать радостное настроение.
Загадка:
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко.
Проплывает в небе Шар-
Раскалённый как пожар.
Посмотрите на небо, что вы видите.
(самостоятельные наблюдения детей).
Вопросы к детям:
- Что вы видите?
- Какое солнце?
- На что солнце похоже?
- Какая сегодня погода?
- Почему на улице жарко?
- А как вы думаете, чем полезно солнышко?
Игра «Солнышко», рисование солнышка
2. Наблюдение за одуванчиком.
Цель: - формировать представления о взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомство с первым весенним цветком, его строением; - развивать наблюдательность, речь, память, расширять кругозор; - воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.
Прочитать стихотворение.
Н. Чупрова. Одуванчики
На лужайке, где кусты,
Ярко-желтые цветы
С солнышком проснулись,
Сладко потянулись.
(Предложить самостоятельно рассмотреть поляну с одуванчиками.)
Вопросы к детям:
- Что растет на полянке?
- Какого цвета трава, а какого цветы?
- Как выглядит одуванчик, который мы с вами рассматриваем?
- На чем стоит одуванчик?
- Какой стебель у одуванчика?
- Какой листок у одуванчика?
- Скажите, на что похож цветок?
Игра «Веснянка».
3. Наблюдение за воробьями.
Цель: - формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду, продолжить знакомство с внешними особенностями воробья; - развивать речь, память, внимание; - воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.
Загадка. Птички-невелички
В ручейке купаются, А на дне травинки
Пляшут, извиваются.
(Самостоятельные наблюдения детей)
Вопросы детям:
- Какой внешний вид у воробья?
- Чем он питается?
- Как передвигается?
-Как поет?
- Почему воробьи любят соседство с людьми?
- Как человек должен заботиться о птицах?
Игра «Птички-невелички»
4. Наблюдение за вороной
Цель : - формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду, продолжить знакомство с внешними особенностями вороны; - развивать речь, память, внимание; - воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.
Загадка.
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Посмотрите (Самостоятельные наблюдения детей)
Вопросы к детям:
- Как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Как выглядит ворона?
- Где она живет?
- Есть ли у нее враги?