Светлана Кизилова
Наблюдение за кустарниками (сирень, калина) осенью
▼ Скачать + Заказать документы
(старшая группа)
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с типичными признаками времени года на примере природных явлений. Расширять представления детей о кустарниках, сезонных изменениях, происходящих с ними. Упражнять в различении их по внешнему виду. Формировать представление об их пользе для человека, животных. Развивать интерес к миру растений, наблюдательность, любознательность, логическое мышление, речевую активность. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о ней.
Публикация «Наблюдение за кустарниками (сирень, калина) осенью» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Сирень, кустарник
- Сирень. Наблюдение за сиренью
- Темочки
Предварительная работа. Сезонные наблюдения за кустарниками, дидактические игры «Ботаническое лото», «Кустарники и деревья», чтение и рассматривание энциклопедии «Мир растений», рассматривание картин, иллюстраций.
Ход занятия.
-Ребята, какое сейчас время года? По каким приметам вы можете об этом судить? (ответы детей).
Обратить внимание детей на то, какой сегодня прекрасный день. Как можно о нём сказать? Обратить внимание на небо. Выяснить какого оно цвета, есть ли на нём облака? Какие они? Предложить детям представить, будто мы очутились на лёгком, белоснежном облаке и оно понесёт нас в путешествие (психогимнастика). - И вот мы приземляемся у какого-то растения. Вы знаете как оно называется? (ответы детей).
-Да, это сирень. Это куст или дерево? Почему вы так думаете? (ответы детей).
- Знаете ли вы, что каждое время года сменяет друг друга в определённом порядке и природа постепенно готовится к каждому времени года? Она меняет наряды на деревьях, кустарниках. Посмотрите на куст сирени. Что можно о нём сказать? (ответы детей).
Воспитатель обобщает.
– Листики стали тёмно-зелёными, плотными, кожистыми. Вместо цветов появились коричнево-серые метёлки. Как вы думаете, что это такое? (ответы детей). Да, это семена. Посмотрите, какие интересные коробочки. На что они похожи? Зачем они нужны? (ответы детей).
Воспитатель обращает внимание на куст калины.
– А это что? Как догадались? Какие у неё листочки? (ответы детей). Воспитатель обобщает.
– Да, листочки стали яркими, красивыми, жёлто-красными, бордовыми и каждый листик не похож на другой. А вот и грозди ягод. Они ярко-красные, каждая ягодка прямо светится. А на вкус они горько-сладкие, но зато очень полезные. Мы возьмём их немного в группу и попробуем. Люди заготавливают их на зиму и делают из них морс, варенье. А ещё оставляют их на ветках, как думаете, зачем? (ответы детей). В каждой ягодке есть семя. Для чего нужны семена? (ответы детей).
- Ребята, мы сегодня рассмотрели куст сирени и калины. Чем они похожи и чем отличаются? Приносят ли они пользу, радость людям, птицам? Чем? (ответы детей). Давайте соберём красивые листочки калины, сирени, семена. Засушим их и сделаем гербарий. Для чего нам могут ещё пригодится сухие красивые листочки? (ответы детей).
–Давайте дружить с деревьями, кустарниками и заботиться о них. Пожелаем им быть здоровыми, сильными. Какие ещё пожелания вы можете сказать учитывая, что скоро придёт зима? (ответы детей).
Подвижная игра «Найди названное дерево».