Козаченко Елена
Музыкотерапия как действенное средство формирования здорового образа жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение их потребностей и интересов.
Одним из средств коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности является музыкотерапия.
Различают активную и пассивную формы музыкотерапии.
Публикация «Музыкотерапия как действенное средство формирования здорового образа жизни дошкольника» размещена в разделах
Пассивная форма – это прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Активная форма - двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий. Одной из активных форм является элементарное музицирование.
Коллективное музицирование является не только средством коррекции двигательных, эмоциональных, психологических и других отклонений, но главное – фактором предупреждения таких отклонений в развитии ребенка. Музыка, движение благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально - ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Ритмическая основа элементарного музицирования с ее эмоционально-художественной направленностью, отвечает активно-двигательной природе ребенка, привлекает его, а значит, является природосообразной. Т. Э. Тютюнникова, автор программы «Элементарное музицирование», научно доказала, что любой звук вызывает у человека сохранение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Дети превращаются в жуков и бабочек, солнечные лучики, сказочных героев, рисуют ритмические картинки: поезд, едем на лошадке, хмурый день и озвучивают музыкальные сказки : «Упрямый медведь», «Приключение в лесу».
Рассматривая роль музыки в концепции К. Орфа необходимо сказать о ведущей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому ритмические игры и упражнения как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей. Для развития чувства ритма используюcя музыкальные сказки : «Сказка про лягушонка Квака», «Дружная семья», «Песенка дождя»; дидактические игры «Матрешки танцуют», «Ритмический телефон», «Веселый мяч».
Таким образом, использование музыкотерапии, с помощью специально подобранного комплекса музыкально – дидактических, подвижных, ритмических, пальчиковых, коммуникативных игр и упражнений, позволяют совершенствовать развитие творческих способностей, способствует укреплению психологического и физического здоровья дошкольника, формированию здорового образа жизни, регуляции поведенческих реакций, оптимизирует эмоциональный настрой, облегчает процесс социоэмоционального взаимодействия.