Изотова Татьяна
Музыкальный квест «Русские народные музыкальные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русские народные музыкальные инструменты»
Цель: Обобщение представлений детей о русских народных музыкальных инструментах, свойствах и способах извлечения музыкальных звуков.
Задачи:
Образовательные задачи:
Публикация «Музыкальный квест „Русские народные музыкальные инструменты“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Музыка. Викторины и музыкальные квест-игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные квесты для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
1. Расширять знания детей о русских народных инструментах.
2. Формировать умения классифицировать инструменты по группам (ударные, струнные, духовые, язычковые-клавишные).
3. Формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах.
4. Способствовать умению детей различать музыкальные инструменты по их звучанию;
5. Побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в ор-кестре.
6. Обогащать словарный запас новыми словами.
Развивающие задачи:
1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку, память, мышление, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
2. Развивать творческие способности и двигательную активность детей средствами фольклора.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать позитивное отношение к искусству, интерес и любовь к народной музыке.
2. Формировать коммуникативные качества дошкольников.
Тип образовательной деятельности: квест.
Дети под спокойную музыку заходят в музыкальный зал и образуют полукруг
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Исполняют музыкальное приветствие
Добрый день (пропеваетмуз. рук. по трезвучию до мажора - вверх)
Добрый день (пропевают дети по трезвучию до мажора - вниз)
Говорим мы (пропевают дети по трезвучию вверх)
Каждый день (пропевают дети по трезвучию вниз)
Этими словами (пропевают дети по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)
Здороваемся с вами (пропевают дети с 5-й ступени – вниз).
Музыкальный руководитель : Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. А сейчас я предлагаю поиграть с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (Ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)
Молодцы. Проходите на стульчики.
Звучит волшебная музыка, в зал влетает гелиевый шарик, к нему привязана снежинка.
Музыкальный руководитель : Ой, посмотрите, какой красивый шарик. А на нём письмо. От кого же оно может быть? Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, мои друзья! Пишет вам Хозяйка музея «Русская изба» Варвара Ивановна. В моей избе случилась беда, из музыкального сундучка пропали все народные музыкальные инструменты! И в нашем музее перестала звучать музыка. Вместо инструментов я нашла только записку, в которой говорится: «Чтобы вернуть музыкальные инструменты, нужно отправиться в музыкальную страну, найти город Инструменты народного оркестра, выполнить много заданий. А чтобы забрать инструменты с собой, нужно исполнить музыкальный номер». Одной мне не справиться. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные дети. Прошу вашей помощи.
В путешествии вашей помощницей станет Сказочная Карта, которая появится, как только вы отгадаете загадку! Желаю вам доброго пути!»
Музыкальный руководитель : Ребята, поможем вернуть пропавшие народные ин-струменты? А отправимся в путешествие? (Ответы)
Тогда вперед, навстречу приключениям! С собой предлагаю взять нашу дружбу и таланты! Ребята, что нужно сделать, чтобы волшебная карта появилась? (Дети отвечают) Тогда, отгадайте-ка, ребятки, загадку.
Расскажу тебе, дружок, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент музыкальный (инструмент)
(На экране появляется карта. Рассматривает карту с детьми).
Какая интересная Карта! Посмотрите, вот музыкальная страна, город Инструменты Народного оркестра. В нем нам надо с вами посетить четыре района.
Ребята, а что вы знаете об оркестре?
Дети: Оркестр, это группа музыкантов, играющая на музыкальных инструментах.
Оркестр бывает симфонический и народный. Артисты народного оркестра играют на народных инструментах, а артисты симфонического оркестра на симфонических музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель : Правильно. А народными инструменты называются потому, что придумал их русский народ. Итак, внимание на карту. Чтобы нам с вами попасть в первый район, нам необходимо полететь на самолете. Заводим двигатели.
Дидактическая игра «Самолет»
Сидя на стульчиках, голосовое упражнение по карточкам.
Музыкальный руководитель : Замечательно. Мы с вами приземлились в городе Клавишно - Язычковые инструменты. В таких инструментах звук разной высоты издает тонкий металлический язычок, обдуваемый воздухом из мехов. Посмотрим, какие же инструменты народного оркестра здесь живут.
Район: «КЛАВИШНО - ЯЗЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Музыкальный руководитель : Слушайте внимательно загадку.
1. У неё вся душа нараспашку
И хоть пуговки есть - не рубашка.
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармонь) Слайд.
Музыкальный руководитель : Гармошка состоит из двух частей – коробочек. Между ними находится складочки - мех, в которые накачивается воздух. На каждой части гармошки расположены кнопки. Гармонист нажимает на кнопочки, раздвигает мех и тогда гармонь начинает звучать. (ЗВУК).
2. Певцом-сказителем я жил среди славян.
Теперь, я инструмент. Зовут меня (Баян) Слайд.
Музыкальный руководитель : Правильно, это баян. Баян – это брат гармошки. У баяна на каждой коробочке корпуса, и справа и слева находятся кнопки. Ну, а теперь, чтобы забрать инструменты с собой, помните, что было написано в письме? Необходимо исполнить музыкальный номер.
ТАНЕЦ «ГАРМОНИСТ ТИМОШКА»
Музыкальный руководитель : Молодцы, теперь инструменты отправятся с нами и займут почетное место в музее. А мы смотрим на карту, куда нам стрелочка указывает. (СЛАЙД). Чтобы нам с вами попасть в следующий район необходимо сесть на лошадку.
Упражнение «Прямой галоп», муз. Раухвергера
Музыкальный руководитель : Вот мы с вами прибыли в район ударные инструменты
В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют.
Район: «УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».
Музыкальный руководитель : Слушаем загадку.
1. Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос мой,
Деревянный, озорной. (Трещотка) (СЛАЙД)
Музыкальный руководитель : Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем, как звучит трещотка (ЗВУК)
2. Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи ими хлебать,
А можно «Барыню» сыграть. (ЛОЖКИ). (СЛАЙД)
Музыкальный руководитель : Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК). Деревянные ложки до сих пор используются в России как музыкальный инструмент – музыкант извлекает звук, ударяя ложки, друг о друга задними сторонами, ложкари обычно используют 3 ложки, две из них они держат между пальцами в одной руке, а третью – в другой. Музыкальные ложки очень нарядны, их расписывают вручную настоящие художники, а затем покрывают специальным лаком. Ложками можно было и щи хлебать и музыку сыграть
3. Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, гремит.
Ему совсем не больно. (Бубен) (СЛАЙД).
Музыкальный руководитель : Настоящий бубен обтянут кожей, к некоторым бубнам подвешивают колокольчики или небольшие тарелочки, которые начинают звенеть, когда мы ударяем по бубну или встряхиваем его. (ЗВУК)
4. Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокольчик) (СЛАЙД)
Музыкальный руководитель : В старину колокольчики крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет. (ЗВУК). А где вы еще слышали звон колоколов? Правильно, в церкви. Вот уже многие века колокола призывают верующих людей к молитве.
5. На дощечке - есть насечки.
Проведи по ним рукой,
И услышишь голос звонкий,
Деревянный, озорной!
(Рубель)
Музыкальный руководитель : Ребята, молодцы, все загадки отгадали. Ну а для того, что инструменты отправились с нами дальше, давайте с ними покажем Сказку Шумелку.
«СКАЗКА-ШУМЕЛКА»
ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!
(РУБЕЛЬ)
Испугался заяц и - бежать.
(ТРЕЩОТКА)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть,
а дятел на сосне как застучит!
(ЛОЖКИ)
Бросился заяц бежать.
(ТРЕЩОТКА)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(БУБЕН)
Побежал заяц из леса к речке.
(ТРЕЩОТКА) (быстро)
А на берегу речки лягушки сидели.
(КОЛОКОЛЬЧИКИ)
Увидели они зайца – и прыг в воду.
(РУБЕЛЬ)
Заяц обрадовался и говорит:
- А звери меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.
(ЛОЖКИ)
Музыкальный руководитель : На карту все внимание! Нам необходимо сесть на поезд, чтобы добраться до следующего района.
«Паровоз» (массаж спины)
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Паровоз кричит: «Ду-ду! Поколачивание кулачками.
Я иду, иду, иду!»
А вагоны стучат,
А вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так! Похлопывание ладошками.
Так-так-так! Так-так-так!»
(Н. Френкель) Еще раз повторяют, но повернувшись в другую сторону.
Музыкальный руководитель : Мы прибыли с вами в район Струнных щипковых инструментов. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны. Эти струны начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.
Район «СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».
1. У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
и по-русски приседать. (Балалайка). (СЛАЙД)
Музыкальный руководитель : Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником. (Звук)
2. А Садко на них играл
И душевно напевал.
Перебрал он много струн-
Вышел, из волны Нептун. (Гусли) (СЛАЙД)
Музыкальный руководитель : Давайте послушаем, как они звучат (ЗВУК). В далекие давние времена на праздники приходили гусляры и пели былины. Их называли «баяны». Гусли – это инструмент сказителя-гусляра. Некоторые ученые считают, что слово «баян» появилось от слова «баять» (сказывать).
3. Деревянная,
Круглая, звонкая.
Всего четыре струны,
А поёт на все лады. (Домра) (СЛАЙД)
Музыкальный руководитель : Домра старше балалайки. (Звук) Раньше она была очень распространена в России, и была любимым инструментом скоморохов – уличных музыкантов, которые ходили из деревни в деревню, играли и пели.
Ну, а теперь нужно музыкальный номер показать.
Стихотворение: «Русские народные инструменты»
Г. Серебряков
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли, в боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи откуда, грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась, как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси- уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились!
Песня «Чудо- балалайка» З. Роот.
Музыкальный руководитель : Молодцы. Смотрим на карту. Чтобы нам попасть в последний район, необходимо надуть воздушный шарик.
Упражнения для развития брюшного дыхания:
«Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох ….у-у-у-у-у-у-у
Музыкальный руководитель : Итак, мы с вами в районе Духовых инструментов.
Заставляет духовой инструмент звучать поток воздуха, который выдувает музыкант, поэтому он так и называется.
Город «ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ».
1. Приложу к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,-
Инструмент тот очень хрупкий
Называется… (Свирель) (СЛАЙД И ЗВУК)
2. Очень весело поёт,
Если дуете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете
Не палочка, не трубочка.
А что же это… (Дудочка) (СЛАЙД И ЗВУК)
3. Мы собрали хоровод,
Пригласили, весь народ.
А в кругу наш пастушок
Дует весело в ….(Рожок) (СЛАЙД И ЗВУК)
4. В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
В руках плачет,
А кто слушает, скачет. (Жалейка) (СЛАЙД И ЗВУК)
5. Люди борются с бедой.
Вызывая дождь и ветер,
Иль пугая силу злую,
Лишь тихонько посвистят.
В нашем мире современном
Я из глины иль полена
Для забавы у ребят. (Свистулька) (СЛАЙД И ЗВУК)
Музыкальный руководитель : На Руси было много духовых инструментов : дудочка, свирель, рожок, жалейка, сопелка, свистулька. Первыми создателями деревянных духовых были пастухи – люди одной из самых древних профессий. Разные дудки, жалейки, свирели, рожки, легко вырезались из подручного материала: тростника, камыша, ветки. Первые инструменты, естественно, были простейшие, со временем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками (пищиками, голосовыми отверстиями.
Ну, а теперь наш музыкальный номер.
ОБЫГРЫВАНИЕ ПЕСНИ «Свирель да рожок»
Жили - были пастух да пастушка,
Жили - были свирель да рожок.
На свирели играла подружка,
На рожке откликался дружок.
От напевов рожка и свирели
Земляничкины щечки алели,
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Выходили грибы на опушку,
Выбегали цветы на лужок,
Где гуляли пастух да пастушка,
Где играли свирель да рожок.
От напевов рожка и свирели
Земляничкины щечки алели,
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
То малиновкой в роще звенели,
То летели стрижом в облака
Камышовые трели свирели
И кленовые песни рожка.
От напевов рожка и свирели
Земляничкины щечки алели,
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Чтобы ярче румянилось лето,
Чтобы солнце светило добрей,
Разноцветную песенку эту
Сочинили рожок да свирель.
От напевов рожка и свирели
Земляничкины щечки алели,
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Колокольчик звенел веселей.
Колокольчик звенел веселей.
Музыкальный РУКОВОДИТЕЛЬ : Какие мы молодцы! Справились со всеми заданиями. Давайте немного отдохнем и поиграем.
Эх, оркестр народный,
Раздольно-хороводный!
Если грянет плясовую-
Я со всеми затанцую!
Если песню грустную-
Грусть в душе почувствую!
А «Страданья» заиграет-
Прямо сердце замирает!
То он плачет, то хохочет-
С нами делает, что хочет!
ИГРА «Дирижер и оркестр»
Дирижер с палочкой стоит в центре круга и под музыку дирижирует, дети играют на инструментах. Под веселую музыку дети кладут инструменты на пол и все бегут по кругу. Дири-жер вместе с ними. С окончанием музыки все дети берут инструменты. Кому не досталось – ста-новится дирижером.
СЛАЙД – Заставка передачи новости
«Сегодня все пропавшие экспонаты из музея Русская Изба были возвращены на свое место. Хозяйка избы Варвара Ивановна передает большое спасибо ребятам из детского сада «Радость».
Музыкальный руководитель : Мы с вами справились со всеми заданиями. Вернули в музей Русская Изба, пропавшие инструменты народного оркестра. Какие вы ребята молодцы.
Вот и подошло к концу наше музыкальное занятие. И прежде, чем мы скажем до свидания друг другу и нашим гостям, я предлагаю каждому вспомнить и поделиться с нами тем, что больше всего запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии, вы будете передавать эту снежинку по очереди друг другу и делиться своими впечатлениями. Дети передают снежинку, и говорят, что кому запомнилось и понравилось на занятии.
Попевка Железновой
Дети. Закончилось занятие мы в группу все идем,
И на прощание всем вам рукой сейчас махнем.
Музыкальный руководитель : Я всех хвалю, вы молодцы, вы дети просто класс!
На следующее занятие я приглашаю вас.
Всего вам доброго! До свидания!
Занятие окончено.
Дети покидают музыкальный зал.