Ольга Бритвина
Конспект занятия для дошкольников «Музыкальные профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Целинный детский сад «Светлячок»
Методическая разработка:
Составитель:
Бритвина Ольга Васильевна
МБДОУ «Целинный детский сад «Светлячок»
Музыкальный руководитель
Целинное 2024г.
Пояснительная записка:
1. Актуальность темы, обоснование ее выбора.
В жизни каждого человека выбор профессии занимает важное место и
Публикация «Конспект занятия для дошкольников „Музыкальные профессии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
к выбору своей будущей профессии нужно готовить ребенка еще в дошкольном возрасте.
Он должен знать, кем работают его родители, познакомить с различными профессиями, требованиями, которые они предъявляют к человеку. А также нужно больше интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем выбор своей профессии.
Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать правильный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями.
В наше время наблюдается тенденция к снижению престижа профессий в сферах музыкального образования, так необходимых и востребованных в нашем районе.
Представления детей о музыкальных профессиях несколько ограничены: дети на протяжении пребывания в детском саду знакомы с внешней стороной профессии музыкального руководителя. Между тем в современном мире существует много профессий, связанных с музыкой.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, где дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества.
Учитывая интерес детей к занятиям музыкой, их индивидуальные и музыкальные способности, я полагаю, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий и у него начинают проявляться личностные качества.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире профессий, в том числе музыкальных - это актуальный процесс в дошкольном образовании.
2. Целевая аудитория: воспитанники старшей и подготовительной группы.
3. Цель и задачи:
Цель: Создание условий для получения и расширения знаний у детей о профессиях, связанных с музыкальной деятельностью.
Задачи:
Обучающие: Формирование у детей знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, познакомить воспитанников с профессиями, связанными с музыкальной деятельностью.
Развивающие: Развивать вокально – хоровые навыки: пение в хоре, с солистами, в ансамбле, свободной импровизации в голосе, танцевальных движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Развивать кругозор, словарный запас, память, мышление, интерес к музыке, эстетический вкус.
Воспитательные: Воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов музыкальной деятельности : слушания, пения, танцевальных движений, игры на музыкальных инструментах.
4. Планируемые результаты:
- дети расширят знания о музыкальных профессиях;
- поймут важность профессий, связанных с музыкой;
- проявят интерес к музыкальным профессиям.
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
5. Форма проведения: Открытое занятие.
6. Используемые педагогические технологии, методы, приемы.
Для ознакомления детей с музыкальными профессиями использую традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, загадки);
- Восприятие музыки : демонстрация портретов композиторов, подборка слайдов и видео по теме занятия.
- наглядный (просмотр презентации);
- практический (игра на музыкальных инструментах, исполнение песни, танцевальная импровизация);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
7. Ресурсы: Проектор, экран, ноутбук, презентация со слайдами по теме занятия. Музыкальные инструменты : фортепиано, металлофоны, ложки, бубны, треугольники.
Ход занятия:
(Слайд №1)
Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Маршируют по кругу, останавливаются возле стульчиков.
Музыкальный руководитель : «Здравствуйте, ребята!» (попевка по тоническому трезвучию вверх)
Дети: Здравствуйте! (попевка по тоническому трезвучиювниз)
Музыкальный руководитель : Садитесь!
Сегодня мы на нашем музыкальном занятии будем говорить о профессиях.
Ребята, а вы знаете, что такое профессия?
(ответы детей)
- Правильно, профессия – это вид труда, деятельности человека.
Скажите, пожалуйста, кем по профессии вы мечтаете стать, когда вырастете? (ответы детей)
- А, кем работают ваши папы и мамы?
(ответы детей)
-Молодцы, сколько много профессий вы знаете. А теперь, скажите, как называется моя профессия?
Дети: Музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель : Почему она называется «музыкальный руководитель»?
(все, что мы делаем на занятии, связано с музыкой : поем, танцуем, играем в музыкальные игры, слушаем музыку)
- Правильно, музыкальный руководитель работает в детском саду, а в школе уроки музыки проводит, как называется эта профессия?
Дети: В школе учитель музыки.
Музыкальный руководитель :
Правильно, молодцы. Хотите узнать, какие ещё бывают музыкальные профессии?
(Звучит музыка. Вбегает Незнайка.)
Незнайка: Ой, как вас тут много. И что вы тут делаете.
Музыкальный руководитель : Здравствуй, Незнайка. У нас сейчас идет музыкальное занятие.
Незнайка: А зачем оно нужно, это ваше музыкальное занятие?
Музыкальный руководитель : Ну-ка, ребятишки, расскажите Незнайке, чем мы занимаемся на наших занятиях.
( Ответы детей: Мы здесь учимся петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, учимся понимать музыку.)
Незнайка: Учиться на музыканта… зачем? Я и так все умею.
Музыкальный руководитель : А, ты, знаешь, что есть даже музыкальные профессии? И мы сегодня с детьми о них поговорим.
Незнайка, хочешь с нами остаться и узнать, какие музыкальные профессии бывают?
Незнайка: Да-а, у вас тут так интересно, я остаюсь.
Музыкальный руководитель : Тогда садись, внимательно смотри и слушай.
-А мы сейчас все посмотрим на экран (на экране изображение поющего человека, звучит песня соло)
(Слайд №2)
-Как вы думаете, человек, какой профессии изображен? (ответы)
-Что вы знаете о профессии певца? (ответы, объяснение слов «певец», «певица»)
Незнайка: Ой, насмешили! Да чему тут учиться. Вот я вам сейчас спою.
Начинает петь (фальшиво)
(Дети смеются)
Музыкальный руководитель : Достаточно, Незнайка.
Ты совсем не умеешь петь. Дети, а вам нравится?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель : А мы на музыкальных занятиях учимся петь и тебе сейчас покажем, чему мы научились.
Давайте мы с вами превратимся в певцов и певиц.
Исполняется песня слова Я. Акима, музыка В. Герчик «Песенка друзей»
Музыкальный руководитель : Незнайка, понравилось тебе?
Незнайка: Да, понравилось.
Музыкальный руководитель : С одной музыкальной профессией мы познакомились. Какая это профессия?
Дети: Певец.
Музыкальный руководитель : Правильно
Ребята, посмотрим на экран. (Картинки, с изображением музыкальных инструментов : фортепиано, скрипка, баян, барабан.)
(Слайд №3)
- Скажите дети, что изображено на экране?
(ответы)
- сейчас будет звучать музыка на разных инструментах, а вы должны угадать какой это инструмент.
(Звучит музыка, дети отгадывают)
(Незнайка, путает инструменты)
(Слайд №4,5,6,7)
Музыкальный руководитель : Давайте угадаем, как называется профессия людей играющих на музыкальных инструментах? (ответы)
Игры «Угадай профессию»
-музыкант, который играет на пианино -…. пианист
-музыкант, который играет на баяне -…. баянист
- музыкант, который играет на трубе- (Незнайка - Трубочист)
Дети: - трубач
-музыкант, который играет на скрипке -…скрипач
-музыкант, который играет на барабане – (Незнайка – барабач)
Дети: - барабанщик
Музыкальный руководитель : Вот, видишь, Незнайка, сколько дети уже знают и умеют.
(Слайд №8)
«Дирижёр и оркестр».
(Слайд №9)
-Скажите, пожалуйста, если все эти музыканты будут играть вместе, как будет называться такая группа музыкантов?
Дети: Оркестр
Музыкальный руководитель : Как вы думаете, кто в оркестре самый главный?
(дирижер)
-Слово «дирижёр» означает «управлять». Значит, дирижер - это человек, который управляет оркестром, хором. Он в оркестре самый главный. И это еще одна музыкальная профессия.
Сейчас мы с вами создадим свой оркестр. (выбирается «дирижёр», «музыкантам» раздаются музыкальные инструменты)
Незнайка: А можно с вами в оркестр?
Музыкальный руководитель : Конечно, можно, садись с нами, внимательно слушай музыку и учись играть со всеми вместе.
Игра на детских музыкальных инструментах «Вальс - шутка»
Д. Шостаковича.
Музыкальный руководитель : как вы думаете, откуда появляются музыкальные произведения. Кто их создает?
Ответы детей (композиторы)
Музыкальный руководитель : Правильно и это еще одна музыкальная профессия. Давайте мы с вами превратимся в композиторов.
Игра «Придумай мелодию».
(Дети поют имена, на придуманные мелодии, например, «Меня зовут Оля»).
Незнайка: Ой, как интересно, а можно и мне попробовать.
Музыкальный руководитель : Ребята, а вы когда-нибудь слышали слово «ди-джей»? Что означает это слово?
Ди-джей – это человек, который подбирает, находит интересную танцевальную музыку на дискотеке. Сегодня я буду вашим ди-джеем. Ну, что, потанцуем?
Танцевальная импровизация.
Незнайка: Я сегодня узнал, что есть музыкальные профессии, и я понял! Что бы стать настоящим музыкантом, надо много учиться и получить музыкальную профессию!
Ребята, я сейчас пойду к своим друзьям и расскажу, как много интересного я сегодня узнал.
Спасибо вам и до свидания!
8. Итог занятия.
Дети рассказывают, что нового узнали на занятии, о своих впечатлениях, что понравилось.
Попевка «До свидания ребята»
Выход под музыку.