Приложение МААМ

Фольклорное музыкальное занятие «В Ефремов день не ленись, Хозяину поклонись!»

елена кузьменко
Фольклорное музыкальное занятие «В Ефремов день не ленись, Хозяину поклонись!»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальное занятие

«В Ефремов день не ленись, Хозяину поклонись

Цель: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом народной песни и русскими народными традициями.

Задачи:

Публикация «Фольклорное музыкальное занятие „В Ефремов день не ленись, Хозяину поклонись!“» размещена в разделах

Музыкальные : развивать внутренний музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость на музыку, учить различать средства музыкальной выразительности, закреплять навыки игры на шумовых инструментах, познакомить с русской народной хороводной песней, народной присказкой.

Коррекционные: развивать творческие способности детей посредством двигательной импровизации, развивать координацию движений и чувство метро-ритма, активизировать артикуляционную моторику.

Воспитательные: воспитывать любовь к народным традициям, развивать навыки коммуникации, познакомить с народной традицией (Ефремов день).

Программное содержание: закреплять знания о жанрах с акцентом на жанр «песня», обогащать музыкальные знания о песнях, накапливать музыкальный опыт посредством закрепления знакомого материала в сочетании с различными видами музыкальной деятельности, формировать у детей способность к музыкально-двигательной импровизации, развивать метро-ритмический слух, воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.

Материалы и оборудование: платочки с вышивкой, угощение для Хозяина, вышитые рубашки, рушник, клубочки, аудиозапись р. н. п. «Во поле берёза стояла», письмо.

Ход занятия:

Дети, одетые в русские народные наряды, входят в зал, здороваются с гостями.

М. р: Давайте и я с вами поздороваюсь (поёт) «Здравствуйте, ребята!»

Дети:(поют) : Здравствуйте!

М. Р: (подходит) А вы, я смотрю, приняли моё приглашение отравиться в нашу горницу – вон как красиво нарядились. Ну что ж, пора отправляться в путь, дорога-то неблизкая. А вы помните, в какие времена в домах были горницы?

Дети: В давние, в старину, в древней Руси.

М. Р: Да, и поэтому приготовьтесь к путешествию во времени. Дорогу вы знаете, не раз туда хаживали, а, значит, беритесь за руки и в путь!

ПЕРЕСТРОЕНИЯ (ходьба «цепочкой», «змейкой», «улиткой», перестроение в круг, в два круга)

Дети входят в горницу и видят беспорядок.

М. р: Ну вот мы и прибыли. Но… Какой беспорядок! Что здесь случилось? Кто же это так набедокурил?

Дети: Наверное, это домовой!

М. Р: Очень может быть! Ведь наши предки верили, что в каждом доме обязательно должен быть домовой. Говорили: «Без домового и дом стоять не будет!» Крестьяне считали его покровителем жилища, называли «хозяином», «хозяюшка-батюшка». Считалось, что живёт он за печкой. Его никто не видел, но иногда он мог появляться в образе животного, например, чёрного мохнатого кота, или маленького человечка со спутанной бородой. Крестьяне верили, что домовой – член семьи и, переезжая, приглашали с собой: сначала в новое жилище запускали кошку, как подарок для домового: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор!»

Но давайте приберёмся в горнице, хоть домовой и набедокурил, но порядок он любит не меньше нашего. Давайте всё раскладывать и приговаривать: «Хозяюшка-батюшка, пошутил и хватит!» Сначала скажем сердито. Не понравится хозяину наша интонация! Тогда ласково попросим.

Дети раскладывают вещи по местам.

М. р: (помогая) А вы знаете, что в Ефремов день, 19 марта, у домового – день рождения? Его в этот день угощали, задабривали, оставляли горшок каши на печи. Считалось, что в полночь он выходит, кушает и весь год тогда будет добрым к семье. А если не получает подарка, может и разозлиться! Но вообще-то он незлой, заботливый. (дети находят письмо) Письмо? Неужели от Самого? Присаживайтесь,давайте прочтё м:«Наконец-то догадались! Обиделся я на вас – совсем забыли Хозяина! Сами приходите, веселитесь, меня не спрашиваете! Но то ладно. А вот с днём рождения меня поздравить забыли! Как- никак 657 лет – вот как долго на свете живу…Раньше бывалоча, годков сто назад, ребятишки меня сказками да прибаутками забавили. А вы совсем забыли дедушку-соседушку. Вот я и решил, коли вы мне не споёте, не спляшете – вовсе разбушуюсь! Вот и весь сказ!»

Вот так дела… Ну что, ребята, порадуем Хозяина? Пусть в горнице звучит музыка! Но какую же музыку мы можем предложить Хозяину горницы? Музыкальных произведений много, и каждое из них относится к какому-либо жанру. Вспомните, какие музыкальные жанры вы знаете?

Дети: Песня, танец, марш.

М. р : А у вас есть своя любимая мелодия? (дети напевают) Все вы напели мелодии песен, и нет ничего удивительного в том, что вы их хорошо запомнили, ведь песня самый близкий и понятный жанр музыкального произведения. Вам, наверное, стало понятно, о каком жанре мы сегодня будем говорить? Да, о песне. Я бы хотела узнать, знаете ли вы, какие бывают виды песен?

Дети: Колыбельные, авторские, русские народные.

М. р: Русские народные песни – весёлые и грустные, быстрые и медленные. Они слагались давным-давно, но живут и поныне. Послушайте мелодию одной русской народной песни, уверена, вы её узнаете.

Слушание:. «Во поле берёза стояла»р. н. п.

Дети: Это песня «Во поле берёза стояла»

М. р: Молодцы! Кто скажет, какой характер у этой песни? Музыка какая?

Дети: Музыка спокойная, нежная, ласковая, напевная.

А почему мы говорим «русская народная»? Кто её автор (народ) Как же сохранялись песни? Ведь крестьяне не знали грамоты и не могли их записывать (пели в семье, за работой, в гостях)

Давайте мы споём для нашего Хозяина русскую народную песню. Но чтобы песня прозвучала, надо настроить голоса, распеться.

Распевка «У кота-воркота» р. н. м.

Упражнения: А теперь настроим артикуляционный аппарат: сделаем остренький язычок и споём стаккато на слог «ля», сделаем рот круглой пещеркой и споём на слог «лё» легато. А теперь покажем ступеньки лесенки, по которой движется мелодия (показывают). Вдох делаем через нос, плечи расправили. А теперь «спрячем» мелодию. Индивидуальное пение.

Пение: Ну что ж, пора нам потешить Хозяина, да завести русскую народную песню «Вдоль деревни течёт речка». Песня посиделочная, а на посиделках что делали? (пряли пряжу, ткали полотно, вышивали, мастерили). Давайте и мы будем вышивать. Доставайте ваши платочки, которые мы уже вышивали и сегодня закончим свою работу и подарим платочки нашему Хозяину (раздаёт платочки), а мальчики будут сматывать пряжу в клубочки и починить трещотку.

. Дети поют и работают.

Ребята, наша песня какая? (ласковая, протяжная, лирическая, грустная). Скажите, а на посиделках весёлые песни пели? И не только песни! А ещё и частушки, и шуточные дразнилки! А вы их знаете? Конечно, мы ведь с вами их сами сочинили. Так давайте споём. А как мы их поём? (напротив друг друга)

ЧАСТУШКИ – ПЕРЕПЕВКИ (мальчики стоят напротив девочек)

Девочка: Мы на фартук вышивали голосистых петухов и совсем не ожидали вот таких вот женихов!

Мальчик: Аня наша – растеряша, брошку вышивала, взяла Вике показать, да и потеряла!

Девочка: А ты, Паша, не ленись, за верёвочку возьмись, делом занимайся, а не улыбайся!

Мальчик: Ты цветочек вышивала и иголку потеряла, воспитатели искали, потихонечку ругали.

Девочка: Раз стежок, два стежок сделаю наискосок. Крестик получается, мама улыбается.

Мальчик: Вышивает у нас Яна очень аккуратно, на её работу всем посмотреть приятно!

М. Р: Рукодельники мои, детки дорогие, не заметила ведь я, что вы уже большие!

Присаживайтесь. А теперь я вам спою ещё одну русскую народную песню. А вы мне расскажете, о чём в ней поётся, и каков её характер. Песня новая, хороводная. Слушайте внимательно.

«Ой, вставала я ранёшенько»

М. р: О чём песня, ребята?

Дети: О медведе, которого просят не трогать коровушку, о хозяйке, которая испугалась медведя.

М. р: Какая она по характеру?

Дети: Весёлая, радостная, смешливая, шутливая.

М. р: Вы заметили, что припев о калине-малине повторяется через каждое двустишие? Припев не связан со смыслом песни и тем самым придаёт ей шутливый, весёлый характер. Повторяем слова.

Разучивание.

Ребята, я что подумала: мы поздравляем нашего Хозяина (домового) с днём рождения, поём для него. Но что-то мы не сделали…забыли.

Дети: Угощенье. Подарки.

М. Р: Конечно же, на печи нет угощенья для домового! А я знаю старинную присказку для такого случая: «Дадим деду кашки полную чашку, хлеба краюшку, мёда кадушку. Ешь, дед, не тащи, больше каши не проси» Давайте запомним (повторяют). А теперь берите угощение, ставьте на печь да на стол, и присказку не забудьте. (Дети ставят тарелку каши на печь, каравай и банку мёда на стол, приговаривая слова.) Угощение поставили. Дело за подарками. Что мы можем подарить домовому, кроме, конечно, наших песен и платочков? (рубашку, полотенце,платочки). Платочки у нас готовы, и рубашки вы уже украшали. Где же у нас в горнице хранятся вещи? (в сундуке,достаём) Настоящая льняная, вышитая рубашка. Эта рубашка – старинная, вышивала её моя бабушка для своего жениха. (достаёт полотенце) Дети, а как вы думаете, у домового семья есть? Жена, дети? Да, жену Домового зовут Домовиха. Говорят, что она выходит ночью и прядёт пряжу, помогая хозяйке. Давайте оставим и ей подарок – вот этот рушник. (достаёт маленькие рубашки)А как вы думаете, как зовут детей Домового? (домовята) Для них у нас есть вот такие рубашечки, которые вы сами украсили узорами и оберегами. Ну что ж, осталось, на-прощанье, повеселить нашего Хозяина. А ну, честной народ, выходи в хоровод!

ХОРОВОД «Ой, вставала я ранёшенько»(С подыгрыванием на музыкальных инструментах)

Импровизация движений, согласующихся с текстом песни.

М. р:Молодцы, ребята! Нам осталось сказать: «Хозяюшка-батюшка, прими наши подарки, не гневайся!» Как вы думаете, Домовой остался доволен нашими подарками (стук, выходит Домовой)

Домовой: Здравствуйте, ребятишки! Вы меня не бойтесь, я добрый! А сегодня – особенно. Ведь сто лет меня никто не поздравлял с днём рождения, а вы уважили старика, распотешили. Спасибо вам за песни и за подарки! Примите и от меня гостинец. Люблю я конфетками побаловаться и вас на радостях угощу. (раздаёт) Приходите ко мне почаще.

М. р: Ребята, придём? А какой следующий календарный народный праздник? (Сороки) Чем хвален этот день, 22 марта (Пекут жаворонков для встречи весны) Вот мы напечём жаворонков, выучим новые песни и обязательно придём.

Домовой: Ну, жду вас с жаворонками новыми песнями. До свиданья!

Дети: До свиданья! (уходят)

Публикации по теме:

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Тематическое планирование на вторую неделю сентября в первой младшей группе «Мой дом, мой город, моя страна» Тема: Мой дом, мой город, моя страна Задачи: Приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству, развитие музыкально-художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорное музыкальное занятие «В Ефремов день не ленись, Хозяину поклонись!»
Опубликовано: 15 октября 2013 в 15:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклорное музыкальное занятие «В Ефремов день не ленись, Хозяину поклонись!»» (включая файлы) размещена пользователем елена кузьменко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД