Лучший педагог года

Музыкальное сопровождение на занятиях физкультурой, во время проведения утренней гимнастики, подвижных игр

Анна Ермакова
Музыкальное сопровождение на занятиях физкультурой, во время проведения утренней гимнастики, подвижных игр

Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой: содействует эстетическому воспитанию занимающихся. На занятиях гимнастикой занимающиеся не только слушают музыку, но и выполняют различные упражнения, подчиняя при этом свои действия ее характеру. Такое активное восприятие музыки позволяет занимающимся глубже познать содержание, построение, характер, ритм и другие характеристики различных музыкальных произведений; повышает эмоциональное состояние занимающихся. Жизнерадостное настроение занимающихся на уроке обеспечивает их внимание, восприятие, память, сохраняет высокую работоспособность на более продолжительное время, а в целом увеличивает продуктивность урока; обеспечивает большую действенность упражнений. Положительные эмоции, возникающие у занимающихся при выполнении движений под музыку, невольно вызывают у них стремление действовать более энергично. Кроме того, совпадение главного действия в упражнениях с музыкальным акцентом повышает эффективность этого действия;

— освобождает преподавателя от подсчета вовремя проведения упражнений. Поддерживая согласованность выполнения упражнений, преподаватель вынужден вести постоянный подсчет.

Музыкальное сопровождение предоставляет ему возможность вместо подсчета делать занимающимся необходимые замечания по качеству выполнения упражнений.

Музыкальное сопровождение должно быть подчинено содержанию урока гимнастики. Поскольку занятие ведет преподаватель, то, естественно, он должен руководить и работой аккомпаниатора на уроке.

Для достижения полного соответствия музыкальных произведений характеру упражнений, а также действий аккомпаниатора и преподавателя, ведущего занятие необходимо, чтобы аккомпаниатор чувствовал характер движений (еще лучше, если он будет понимать задачи, которые имеет в виду преподаватель, предлагая ученикам те или иные упражнения); понимал команды и язык гимнастической терминологии; знал (с точки зрения музыкального сопровождения) основные методические приемы проведения упражнений. Преподаватель должен, в свою очередь, знать элементы музыкальной грамоты, которые позволят ему подсказать аккомпаниатору размер и характер наиболее пригодных для каждого конкретного случая музыкального сопровождения; уметь вести вариативный подсчет (по восьмым, четвертям, половинам, по тактам) по ходу выполнения занимающимися упражнений в соответствии с размером и темпом исполнения различных музыкальных произведений; подавать команды к началу, окончанию и переходу с одного упражнения на другое, сообразуя их с музыкальной фразировкой; составлять упражнения в соответствии с музыкой.

Знать элементы музыкальной грамоты преподавателю особенно необходимо в тех случаях, когда аккомпаниатор слабо разбирается в гимнастике.

Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные музыкальные произведения. Естественно их исполнение должно быть грамотным. Движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движений: ходьба, бег, разнообразных прыжков и подпрыгиваний (с одной ноги на другую, на двух ногах и т. д.) Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.

Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость, координацию движений и т. д. Музыкальное сопровождение в дошкольных учреждениях подчиняется выполнению этих задач. Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгивания должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера. Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. За время пребывания в дошкольном учреждении дети приобретают опыт музыкального восприятия. К шести годам они умеют самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении. У детей достаточно развиты двигательные навыки, они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях и т. д. Педагоги должны добиваться, чтобы движения у детей были естественными, непринужденными, выразительными. Таким образом значительно расширяется объем упражнений, особенно гимнастических и танцевальных.

Продолжая работу по физкультуре, музыкальный руководитель учит детей пространственной ориентировке: быстро перестраиваться в колонну, в шеренгу, круг во время движения и на месте; выполнять все движения не только ритмично, но и сохраняя указанный темп. Иногда музыкальное занятие в подготовительной группе начинается после прогулки. Правильно организованная прогулка предполагает определенную физическую нагрузку, после которой нежелательно сразу проводить упражнения с большой двигательной активностью и музыкальными играми. «Подвижные игры под музыкальный аккомпанемент развивают слух, легкость и ловкость движений, способность быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления» — так писала известный русский педагог Е. Н. Водовозова. Эту мысль развивает А. П. Усова: «С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей…Может быть, ответ на вопрос о том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребенку и дан он в форме игры».

Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца. Из физкультуры выбираются основные виды движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, ленты, флажки и т. д.) и без них разучиваются с детьми. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д., необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов, праздников.

На занятиях физкультурой, при обучении ходьбе, обращается внимание на соблюдение правильной осанки, точной координации движений рук и ног. Эти требования предъявляются и на музыкальных занятиях, но, помимо этого, характер ходьбы может меняться в зависимости от сопровождающей её музыки. Так же физкультурные праздники и развлечения вызывают у детей повышенный интерес к двигательной активности, дают им возможность реализовать естественную потребность в движении и проявить творчество. Кроме того, физкультурные праздники и развлечения способствуют снятию у детей эмоционального напряжения, общему оздоровлению, воспитывают у них дисциплинированность и культуру поведения, содействуют умственному развитию, расширяют кругозор, а также обеспечивают полноценное сотрудничество педагогов и родителей воспитанников ДОУ.

Музыка при выполнении зарядки в детском саду выполняет ряд функций:

• Сигнал к началу и завершению упражнений. Мелодия помогает детям сориентироваться, когда начинать движение, а когда пора остановиться. Младшим дошкольникам бывает сложно сориентироваться по словесной команде инструктора, поэтому все движения на зарядке с воспитанниками 1,5–4 лет выполняются под музыку.

• Определение темпа элементов зарядки: маршировки, бега, прыжков, наклонов, поворотов, махов. Группа должна синхронно выполнять движения. Ориентироваться на ритм музыки детям доступнее, чем на движения одногруппников. Во время ходьбы не собьёшься, если шагаешь в ритм звучащему маршу.

• Указание на характер упражнений. Медленная мелодия подразумевает плавные движения, быстрая — ритмичные действия. Музыка способствует выразительному выполнению зарядки, дети стремятся делать упражнения не механически, а эмоционально.

• Развитие музыкальных способностей. Музыка сопровождает ребят на различных занятиях и мероприятиях в детском саду. Воспитанники учатся слушать и понимать мелодии и песни на занятиях с музыкальным руководителем, во время подготовки к утренникам, на тематических досугах, в театральном уголке. Умение воспринимать красоту музыки приходит постепенно. Аудиозарядка развивает у детей чувство ритма, способность распознавать эмоциональные интонации мелодии и их оттенки.

• Терапевтический эффект. Прослушивание музыки создаёт бодрое настроение, препятствует переутомлению и появлению негативных эмоций.

Под музыку иногда проводятся некоторые подвижные игры с ходьбой, бегом («Медведь и дети», «Лошадки», подскоками («Козочки и волк», «Птички и автомобиль» и др.).

Широко используются также игры с пением, хороводные игры («Калина», «Теремок», «Заинька», Элементы плясок и танцевальные шаги (шаг польки, галопа, приставные шаги с приседанием, подскоки с продвижением вперед, разные виды кружений, полуприсядка, веревочка и др.) чаще других движений нуждаются в музыкальном сопровождении.

Музыка помогает лучше всего организовать занятия, повысить их плотность. Освобождая воспитателя от регулирования темпа и ритма упражнений, от счета, она позволяет сконцентрировать его на педагогическом процессе, объяснениях, индивидуальных указаниях и помощи, исправлении ошибок по ходу выполнения упражнений. Музыкальное сопровождение позволяет добиваться не только высокой четкости и правильности, но и пластичности, выразительности движений.

Публикации по теме:

Использование координационной (скоростной) лестницы на занятиях физкультуройИспользование координационной (скоростной) лестницы на занятиях физкультурой Скоростная (координационная) лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для тренировок спортсменов во многих.

Комплекс утренней гимнастики «Фантазёры» Вводная часть: 1. Построение в шеренгу, колонну 2. Ходьба --на носках, руки в стороны --на пятках, руки на пояс --на внешней стороне стопы.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Музыкальное сопровождение на занятиях физкультурой, во время проведения утренней гимнастики, подвижных игр
Опубликовано: 2 августа 2024 в 22:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное сопровождение на занятиях физкультурой, во время проведения утренней гимнастики, подвижных игр» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ермакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД