Юлия Вестернина
Музыкально-театрализованное развлечение: «Почему сосна и ель вечно зелёные?». По мотивам чувашской сказки.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Приобщать детей к культуре народов Поволжья через знакомство с чувашской народной сказкой.
2. Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способностей детей средствами театрального искусства, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
3. Вызывать эмоциональный отклик на происходящее, активизировать детей в высказывании своих нений.
4. В доступной форме подвести детей к пониманию взаимосвязи объектов природы между собой.
Публикация «Музыкально-театрализованное развлечение: „Почему сосна и ель вечно зелёные?“, По мотивам чувашской сказки,» размещена в разделах
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; потребность в оказании помощи слабому; чувство сопереживания.
Действующие лица:
Ведущий (взрослый)
Дети:
Птица-мама
Птица-папа
Птичка
Берёзы
Ветла
Дуб
Ель
Сосна
Можжевельник
Ветер
Батюшка-Мороз
На ширме плоскостные куклы (поделки-оригами) выполненные детьми:
Бабочки
Лягушки
Ящерицы
Зал оформлен: элементы ячменного поля, вдалеке элементы леса.
Звучит фрагмент «Утро» Э. Грига. На фоне музыки говорит Ведущий.
Ведущий: Это было давным-давно, в незапамятные времена. На ячменном поле около леса жила семья птичек. Они радовались тёплому солнышку, весело кружились в голубом небе, распевали свои звонкие песенки.
Под музыку Птицы исполняют танец-импровизацию: летают, кружатся. Одна маленькая птичка топчется на месте, поднимая только одно крыло.
Эпизод сопровождается следующими действиями на ширме: над ширмой летают бабочки, прыгают лягушки, пробегают ящерки.
Птица-мама: Наша младшая дочка так и не смогла взлететь. Перебитое крыло не слушается.
Птица-папа: А скоро осень. Соседи уже готовятся к отлёту.
Птица-мама: Даже подумать страшно, как мы покинем её здесь. (плачет)
Ведущий: В этот год очень рано наступила осень. Ещё листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Всё живое или улетело, или попряталось.
Эпизод сопровождается следующими действиями на ширме: исчезают бабочки, лягушки, ящерки. Птицы собрались вокруг своей малышки. Маленькая птичка прощается с стаей.
Ведущий: Как не жаль было семье покидать свою малышку, но подвергать всю стаю опасности погибнуть в холодную зиму они не могли.
Птица-папа: Нам пора.
Птичка: Ведь вы весной вернётесь?
Птица-мама: Да, да, вернёмся, моя дорогая… И опять будем жить все вместе.
Птица-папа: Скачи в лес, может деревья пустят тебя перезимовать на своих ветвях.
Птицы: Прощай, прощай. Птичка машет вслед улетающей стае.
Ведущий: Осталась птичка одна в чистом поле на пронизывающем ветру. А на опушке леса красавицы берёзы водят хоровод.
Песня берёзок
Мы живём на косогоре в синем ласковом просторе.
Белые берёзки – тёмные полоски.
Ай, лю-ли, ай, юл-ли, ай, лю-ли, лю-и, лю-ли!
Идут по кругу.
Дождик поит, умывает, снег от вьюги укрывает,
Белые берёзки – тёмные полоски.
Ай, лю-ли, ай, юл-ли, ай, лю-ли, лю-и, лю-ли!
Идут в центр круга, руки плавно поднимая вверх и из круга, руки плавно опускают.
Постучит весна в окошки – надеваем мы серёжки,
Белые берёзки – тёмные полоски.
Ай, лю-ли, ай, юл-ли, ай, лю-ли, лю-и, лю-ли!
Идут «змейкой» за ведущей.
Солнца луч на ветку сядет, ветер нам косички гладит.
Белые берёзки – тёмные полоски.
Ай, лю-ли, ай, юл-ли, ай, лю-ли, лю-и, лю-ли! Идут по кругу и встают в линию лицом к зрителям.
Птичка, оберегая своё раненое крылышко, подбегает к берёзкам.
Птичка: Берёзы-берёзоньки, густые и кудрявые, пустите к себе перезимовать.
Берё зы: Веток у нас много, листьев ещё больше, за ними надо смотреть, до тебя ли тут. Под музыку хоровода берёзки плавно уходят.
Ведущий: Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан.
Птичка: Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны пожить.
Дуб: Вот ещё придумала. Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Ведущий: Птичка-невеличка поскакала дальше. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.
Ветла: (говорит, глядя на своё отражение в воде) Мои косы густые и длинные самые красивые на этом берегу.
Птичка: Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней,
Ветла: Я с рекой разговариваю, а со всяким встречным мне и разговаривать-то не к лицу, уходи.
Ведущий: Бедная пташка впала в отчаянье.
Птичка: Что же мне делать?
Ведущий: Усталая и голодная побрела дальше. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
Ель: Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь?
Птичка: Иду, куда глаза глядят.
Ель: А что же ты со своими подругами не улетела?
Птичка: Крылышко у меня больное не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
Ель: Ах, бедняжка! Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.
Ведущий: Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела птичку.
Сосна : У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров.
Ведущий: Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.
Можжевельник: Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.
Птичка: Спасибо, я вам очень благодарна.
Ведущий: Птичка забралась в самую гущу еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра. Так раненая птичка стала коротать холодные дни.
Ведущий: Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер.
Под музыку танцует Ветер. Отовсюду летят листья деревьев.
Ветер: Как у меня здорово получается! Разноцветные листья танцуют вместе со мной. Буду трепать ветви деревьев, пока все листья с них не сорву.
Ветер продолжает свой танец. Появляется царь холода – Мороз.
Ветер: Батюшка-Мороз, хорош ли мой разноцветный танец?
Мороз: Хорош.
Ветер: Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Мороз: С берёз, с ветёл – со всех, что в листья одеты срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они зиму стоят зелёными.
Ведущий: Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они всю зиму стояли зелёные, согревали и кормили маленькую птичку до самой весны. Но вот теплее стало пригревать солнышко, вновь проснулись бабочки, лягушки, ящерки. Эпизод сопровождается следующими действиями на ширме: под музыку появляются бабочки, лягушки, ящерки.
Из далёких краёв вернулась птичья стая. Прилетают птицы, радуются встрече с маленькой птичкой, обнимают её.
Птица-мама: Здравствуй, милая, как мы рады видеть тебя!
Птица-папа: Расскажи, как ты перезимовала?
Птичка: Благодаря моим новым друзьям, я не замёрзла в сильные холода и не погибла от голода.
Птица-мама: Спасибо, вам благородные деревья, для вас мы будем петь свои лучшие песни!
Под музыку птицы танцуют вокруг деревьев.
Ведущий: С тех пор ель, сосна и можжевельник стоят круглый год стоят зелёными.
Литература:
М. Юхма. «ЭХО» предания сказания легенды сказки.
Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство 1978
Е. Тиличеева., В. Колосова., В. Викторова. Песня берёзок. «Гусельки» выпуск 50 сборник песен и стихов для детей дошкольного возраста. Москва 1977