Кошечкина Анна
Музыкально-ритмические композиции и постановка танцев для праздников
▼ Скачать + Заказать документы
1.
Музыкальное движение - наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Проблема развития творческих способностей у старших дошкольников состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмических и танцевальных движений, заложенных природой, т. к. такое творчество может развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога.
2.
Мы рассмотрим:
Темочки:
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
*Значение музыкально-ритмических, танцевальных движений в развитии детей дошкольного возраста.
*Цель обучения детей музыкально-ритмическим движениям и задачи, необходимые для решения данной цели.
*Программные задачи для каждой возрастной группы и примерный музыкальный репертуар.
*Методы и приёмы обучения детей музыкально-ритмическим движениям.
*Организация работы по разучиванию танцевальных, музыкально-ритмических движений.
*Характеристика музыкально-ритмических движений.
*Выводы.
3.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, развивают умственные способности, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Разучивание танцевальных, ритмических движений в коллективе способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Танцевальная деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения и, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.
Танцевальная деятельность доступна всем детям без исключения. Ведь в её основе лежат разнообразные движения, через которые дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве.
Танцевальная деятельность и игры, прежде всего, развивают гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
Главное в данном виде деятельности – это радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы ребёнок сможет ощутить лишь тогда, когда научится свободно и легко двигаться в пространстве.
4.
Цель: Всестороннее развитие личности дошкольника средствами танца, ритмопластики.
Задачи:
*Развитие музыкального слуха и ритма
*Развитие двигательных навыков
*Формирование интереса к танцевальной деятельности и музыкально-ритмическим движениям
*Воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности
*Побуждение к созданию танцевальных, музыкально-ритмических импровизаций
5.
Программа освоения музыкально-ритмических движений в детском саду составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Для достижения хороших результатов в данном виде деятельности, необходимо придерживаться программных задач.
6.
1 мл. гр.
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Примерный список музыкальных произведений для использования, как на занятиях, так и на культурно – досуговых мероприятиях:
«Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Козлятки», укр. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Бубен», рус. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-поддуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление, муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. Плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. плясовые и нар. мелодии, сл. А. Ануривой; «Ай-да»,муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.
2 мл. гр.
Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.
Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
Улучшать качество исполнения танцевальных движений : притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.
Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них.
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
Примерный список музыкальных произведений для использования, как на занятиях, так и на культурно – досуговых мероприятиях:
«Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Птички летают», муз. Л. Банникова; «Птички», муз. Л. Банниковой; «Жуки», венгер. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева; «Мышки», муз. Н. Сушена.
Хороводы и пляски. «Пляска с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой; «Пальчики и ручки», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; пляска с воспитателем под рус. нар. мелодию «Пойду ль, выйду ль я», обраб. Т. Попатенко; танец с листочками под рус. нар. плясовую мелодию; «Пляска с листочками», муз. Н. Китаевой, сл. А. Ануфриевой; «Танец около елки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной; танец с платочками под рус. нар. мелодию; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; танец с куклами под укр. нар. мелодию, обраб. Н. Лысенко; «Маленький танец», муз. Н. Александровой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской; «Ай ты, дудочка-дуда»,муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. И. Плакиды; «Плясовая», муз. Л. Бирнова, сл. А. Кузнецовой; «Парный танец», рус. нар. мелодия «Архангельская мелодия».
Характерные танцы. «Танец снежинок», муз. Бекмана; «Фонарики», муз. Р. Рустамова; «Танец Петрушек», латв. нар. полька; «Танец зайчиков», рус. нар. мелодия; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; повторение всех танцев, выученных в течение учебного года. «Пляска», муз. Р. Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус. нар. мелодия, обраб. Р. Рустамова.
Ср. гр.
Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.
Совершенствовать танцевальные движения : прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.
Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно, подскоки.
Продолжать совершенствовать навыки основных движений ( ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный).
Примерный список музыкальных произведений для использования, как на занятиях, так и на культурно – досуговых мероприятиях:
Этюды-драматизации. «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Барабанщики», муз. Д. Кабалевского и С. Левидова; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова; «Сапожки скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Горячий конь», муз. Т. Ломовой; «Подснежник» из цикла «Времена года» П. Чайковского «Апрель»; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Сбор ягод» под рус. нар. песню «Ах ты, береза»; «Кукушка танцует», муз. Э. Сигмейстера; «Наседка и цыплята», муз. Т. Ломовой.
Хороводы и пляски. «Пляска парами», латыш. нар. мелодия; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой; «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер,сл. Е. Каргановой; «Покажи ладошки», лат. нар. мелодия «Танец с ложками» под рус. нар. мелодию; «Танец с платочками», рус. нар. мелодия; «Приглашение», укр. нар. мелодия, обраб. Г. Теплицкого; «Пляска с султанчиками», укр. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; «Кто у нас хороший?», муз. Ан. Александрова; «Покажи ладошку», латыш. нар. мелодия; пляска «До свидания», чеш. нар. мелодия; «Платочек», рус. нар. мелодия в обраб. Л. Ревуцкого;«Дудочка-дуда»,муз. Ю. Слонова, сл. народные;«Хлоп-хлоп-хлоп»,эст. нар. мелодия, обраб. А. Роомере; новогодние хороводы по выбору музыкального руководителя.
Характерные танцы. «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова; «Пляска Петрушек», муз. А. Серова из оперы «Рогнеда» (отрывок); «Танец зайчат» из «Польки» И. Штрауса; «Снежинки», муз. Т. Ломовой; «Бусинки» из «Галопа» И. Дунаевского; повторение танцев, выученных в течение года, а также к инсценировкам и музыкальным играм :«Котята-поварята»,муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен;«Коза-дереза»,сл. народные, муз. М. Магиденко.
Игры. «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Флотова; «Медведь и заяц», муз. В. Ребикова; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского (из балета «Спящая красавица»); «Жмурки», муз. Ф. Флотова; «Веселые мячики», музМ. Сатулина; «Найди себе пару», муз. Т. Ломовой; «Займи домик», муз. М. Магиденко; «Кто скорее возьмет игрушку?», латв. нар. мелодия; «Веселая карусель», рус. нар. мелодия, обраб. Е. Тиличеевой; «Ловишки», рус. нар. мелодия, обраб. А. Сидельникова; игры, выученные в течение года.
Игры с пением. «Огородная-хороводная»,муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой; «Кукла», муз. Старокадомского, сл. О. Высотской; «Дед Мороз и дети», муз. И. Кишко, сл. М. Ивенсен; «Заинька», муз. М. Красева, сл. Л. Некрасова; «Заинька, выходи», «Гуси, лебеди и волк», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской; «Рыбка», муз. М. Красева; «Платочек», укр. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Веселая девочка Таня», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р. Борисовой.
7.
Ст. гр.
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.
Примерный список музыкальных произведений для использования, как на занятиях, так и на культурно – досуговых мероприятиях:
Танцы и пляски. «Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька»); «Парный танец», муз. Ан. Александрова («Полька»); «Приглашение», рус. нар. мелодия «Лен», обраб. М. Раухвергера; «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Зеркало», «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодии; «Круговая пляска», рус. нар. мелодия, обр. С. Разоренова; «Русская пляска», рус. нар. мелодия («Во саду ли, в огороде»); «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна; пляска мальчиков «Чеботуха», рус. нар. мелодия.
Характерные танцы. «Матрешки», муз. Б. Мокроусова; «Чеботуха», рус. нар. мелодия, обраб. В. Золотарева; «Танец бусинок», муз. Т. Ломовой; «Пляска Петрушек», хорват. нар. мелодия; «Хлопушки», муз. Н. Кизельваттер; «Танец Снегурочки и снежинок», муз. Р. Глиэра; «Танец гномов», муз. Ф. Черчеля; «Танец скоморохов», муз. Н. Римс-кого-Корсакова;«Танец цирковых лошадок», муз. М. Красева; «Пляска медвежат», муз. М. Красева; «Встреча в лесу», муз. Е. Тиличеевой.
Хороводы. «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. О. Волгиной; «Новогодняя хороводная», муз. С. Шайдар; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. З. Петровой; «Хоровод цветов», муз. Ю. Слонова; «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», «А я по лугу»,«Земелюшка-чернозем»,рус. нар. песни, обр. В. Агафонникова; «Ай да березка», муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой; «Возле речки, возле моста»; «Пошла млада за водой», рус. нар. песни, обр. В. Агафонникова
Игры. «Ловишка», муз. Й. Гайдна; «Не выпустим», муз. Т. Ломовой; «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина; «Игра с бубном», муз. М. Красева; «Ищи игрушку», «Будь ловкий», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Летчики на аэродроме», муз. М. Раухвергера; «Найди себе пару», латв. нар. мелодия, обраб. Т. Попатенко; «Игра со звоночком», муз. С. Ржавской; «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской; «Береги обруч», муз. В. Витлина; «Найди игрушку», латв. нар. песня, обр. Г. Фрида.
Игры с пением. «Колпачок», «Ой, заинька по сенечкам», «Ворон», рус. нар. песни; «Заинька», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова;«Как на тоненький ледок», рус. нар. песня, обраб. А. Рубца; «Ворон», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Две тетери», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель; «Ежик», муз. А. Аверина; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «Ежик и мышки», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Цветы», муз. Н. Бахутовой, слова народные.
Инсценировки и музыкальные спектакли
«К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Где ты был, Иванушка?», рус. нар. мелодия, обр. М. Иорданского; «Моя любимая кукла», автор Т. Коренева; «Полянка» (музыкальная игра-сказка,муз. Т. Вилькорейской.
Развитие танцевально-игрового творчества
«Котик и козлик», «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс кошки», муз. В. Золотарева; свободная пляска под любые плясовые мелодии в аудиозаписи; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «А я по лугу», рус. нар. мелодия, обр. Т. Смирновой.
Подг. Гр.
Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские)
Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Примерный список музыкальных произведений для использования, как на занятиях, так и на культурно – досуговых мероприятиях:
Этюды. «Попляшем» («Барашенька», рус. нар. мелодия); «Дождик», муз. Н. Любарского; «Лошадки» («Танец», муз. Дарондо); «Обидели», муз. М. Степаненко; «Медведи пляшут», муз. М. Красева; Показывай направление («Марш», муз. Д. Кабалевского); каждая пара пляшет по-своему(«Ах ты, береза», рус. нар. мелодия); «Попрыгунья», «Упрямец», муз. Г. Свиридова; «Лягушки и аисты», муз. В. Витлина; «Пляска бабочек», муз. Е. Тиличеевой.
Танцы и пляски. «Парная пляска», карельск. нар. мелодия; «Танец с колосьями», муз. И. Дунаевского (из кинофильма «Кубанские казаки»); «Круговой галоп», венг. нар. мелодия; «Пружинка», муз. Ю. Чичкова («Полька»); «Парный танец», латыш. нар. мелодия; «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Полька», муз. В. Косенко. «Вальс», муз. Е. Макарова; «Полька», муз. П. Чайковского; «Менуэт», муз. С. Майкапара; «Вальс», муз. Г. Бахман; «Яблочко», муз. Р. Глиэра (из балета «Красный мак»); «Тачанка», муз. К. Листова; «Мазурка», муз. Г. Венявского; «Каблучки», рус. нар. мелодия, обр. Е. Адлера; «Прялица», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Русская пляска с ложками», «А я по лугу», «Полянка», рус. нар. мелодии; «Посеяли девки лен», рус. нар. песня; «Сударушка», рус. нар. мелодия, обр. Ю. Слонова; «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна; «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Уж я колышки тешу», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Тачанка», муз. К. Листова; «Вальс», муз. Ф. Шуберта; «Пошла млада», «Всем, Надюша, расскажи», «Посеяли девки лен», рус. нар. песни; «Сударушка», рус. нар. мелодия, обр. Ю. Слонова; «Барыня», рус. нар. песня, обр. В. Кикто; «Пойду ль, выйду ль я», рус. нар. мелодия.
Характерные танцы. «Танец Петрушек», муз. А. Даргомыжского(«Вальс»); «Танец снежинок», муз. А. Жилина; «Выход к пляске медвежат», муз. М. Красева; «Матрешки», муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой; «Веселый слоник», муз. В. Комарова. Хороводы. «Выйду ль я на реченьку», рус. нар. песня, обр. В. Иванникова; «Нагоре-токалина», рус. нар. мелодия, обр. А. Новикова; «Зимний праздник», муз. М. Старокадомского; «Под Новый год», муз. Е. Зарицкой; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. З. Петровой; «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова;«Во саду ли, в огороде», рус. нар. мелодия, обр. И. Арсеева.
Инсценировки и музыкальные спектакли
«Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня; «На зеленом лугу», рус. нар. мелодия; «Заинька, выходи», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой; «Комара женить мы будем», «Со вьюном я хожу», рус. нар. песни, обр. В. Агафонникова; «Новогодний бал», «Под сенью дружных муз», «Золушка», авт. Т. Коренева; «Муха-цокотуха»(опера-играпо мотивам сказки К. Чуковского, муз. М. Красева.
Развитие танцевально-игрового творчества
«Полька», муз. Ю. Чичкова; «Танец медведя и медвежат» («Медведь», муз. Г. Галинина); «Уж я колышки тешу», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Хожу я по улице», рус. нар. песня, обр. А. Б. Дюбюк; «Вальс», муз. Е. Макарова; «Тачанка», муз. К. Листова; «Два петуха», муз. С. Разоренова; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; «Полька», латв. нар. мелодия, обр. А. Жилинского; «Русский перепляс», рус. нар. песня, обр. К. Волкова; «Потерялся львенок», муз. В. Энке, сл. В. Лапина; «Черная пантера», муз. В. Энке, сл. К. Райкина; «Вальс петушков», муз. И. Стрибога.
8.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм и упражнениям можно использовать различные методы:
Метод показа.
Разучивание новых движений, фигур педагог предваряет точным показом. Это необходимо потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку.
Словесный.
Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.
Игровой.
Является ведущим методом обучения дошкольников. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия.
Импровизационный.
Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.
Метод релаксации.
Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.
9-10.
Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу – нем. композитор). В педагогических кругах он лучше всего известен своей работой «Шульверк». Её простая музыкальная инструментовка позволяла даже необученным музыке детям исполнять части произведения с относительной лёгкостью.
Идеи Орфа были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк», что означает «школьная работа». Музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.
Эффективно используется в ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.
11-12.
Виды ритмики:
*музыкально-ритмические упражнения (Подготовительные – дети предварительно разучивают отдельные виды движений, а в дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы. Самостоятельные- имеют более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев).
*музыкальная игра (Игры под инструментальную музыку – сюжетные, где выступают определенные персонажи и решается задача передачи музыкально-игрового образа персонажа, и несюжетные (разновидность подвижных игр, правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером, и формой музыкального произведения; Игры под пение - в действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, колонны и т. д.).
*пляски, танцы, хороводы (Пляски с зафиксированными движениями – построение зависит от структуры музыкального произведения. Комбинированные - имеют зафиксированные движения и свободную импровизацию. Используются двухчастные произведения с контрастным построением (пляска «Плетень», построенная на 2-х контрастных исполнениях одной мелодии «Пойду ль я…»). В первой части – ходьба шеренгой, во второй – танец - импровизация.
13.
Выводы: Музыкальные игры, танцы, упражнения необходимы не только для развлечения, но и для физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма.
Происходит укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развиваются органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма.
Главное в данном виде деятельности – это радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы ребёнок сможет ощутить лишь тогда, когда научится свободно и легко двигаться в пространстве.