Светлана Пономарёва
Музыкально-оздоравительная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально- оздоровительная работа в ДОУ
Пономарёва Светлана Николаевна музыкальный руководитель
ДОУ ЦРР ДС «Счастливое Детство»
Новоусманского района Воронежской области
Музыка – одно из средств физического развития детей. Этот вывод послужил стимулом для создания данной системы на базе МК ДОУ ЦРР ДС «Счастливое Детство». Здесь созданы все необходимые условия для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей.
Публикация «Музыкально-оздоравительная работа в ДОУ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Помещения оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.
Новизна системы состоит в следующем:
Валеологические песенки – распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день: «Кукушка», «Тучка- сердючка», «Лошадка», «Цветки».
Эти добрые тексты поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой: «Насос», Погончики», «Обезьянка», «Попрыгунчик».
В результате на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. Учат имитации движений животных: «Жаба - Квака», Котик Рыжик в детском саду», «Пирожки». В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения В. Емельяновой и М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Упражнения «Погреемся», «Тигр вышел погулять», «Хохотушки», «Песня», Музыкально- ритмические движения «Перекличка». В результате формируются: голосовой аппарат, необходимый объём памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.
Игровой массаж.
Тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом.
Например, игровой массаж с пением: «Осень», «Весёлый музыкант», «Расческа».
Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Ведь именно на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки.
Примером является цикл пальчиковых игр: «Цветы», «Кошка», «Куклы спят», «Грибочки», «Зайка».
Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно- ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Например, речевые игры с музыкальными инструментами : «Весёлый оркестр», «Снежный оркестр»; речевые игры с движениями: «Снеговик», «Стёпка – растрёпка», «Волки и зайцы».
Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы ДОУ. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Это такие упражнения: «Просыпайтесь, глазки!», «Котята», Маленькие детки».
Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача нашего ДОУ. Организация музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром.
Литература:
1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребёнка / В. Г. Алямовская. – М. : Линка – Пресс, 1993.
2. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : метод. пособие / Л. В. Гаврючина. – М. : Сфера, 2008.
3. Цвынтарный, В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем / В. В. Цвынтарный. – СПб. : Лань, 2002.
4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / авт. –сост. Н. Н. Ерёменко. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2009.
5. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / авт. – сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж : ЧП Лакоценин С. С., 2007.
6. Картушина, М. Ю. Быть здоровыми хотим / М. Ю. Картушина. – М. : Сфера, 2004.
Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду : метод. пособие / М. Ю. Картушина. – М. : Сфера, 2004.
7. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1976.
8. Тютюнникова, Т. Э. Речевые игры / Т. Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 9. – С. 115- 119.
9. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004.
10. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М. : Просвещение: Владос, 1995.
11. Щетинин, М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей / М. Н. Щетинин. – М. : Айрис - пресс, 2007.