Светлана Хайретдинова
Музыкально-дидактические игры с использованием пособия «Веселые кубики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Угадай – ка» (игра для детей младшего и старшего дошкольного возраста)
«Ритмический музыкальный кубик» (для детей среднего и старшего возраста).
Проблема повышения интереса детей к музыкальному творчеству меня, как музыкального руководителя, интересует давно, поэтому на основе музыкально – дидактической игры «Веселые кубики», предложенной Е. Ю. Матвиенко в журнале «Музыкальный руководитель» (№ 5. 2008г.) я разработала серию собственных музыкально - дидактических игр. Это такие игры как :
Публикация «Музыкально-дидактические игры с использованием пособия „Веселые кубики“» размещена в разделах
«Угадай – ка» (игра для детей младшего и старшего дошкольного возраста)
«Ритмический музыкальный кубик» (игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста).
При подготовке игр учитывала основные цели и задачи музыкально-дидактических игр :
Цель:
Помочь детям дошкольного возраста в музыкально – дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
Задачи:
Повышать интерес к музыке, развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению, создавать предпосылки к формированию творческого мышления, усиливать образное мышление, развивать чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка. Кубики для музыкально - дидактических игр изготовлены из поролона и обшиты тканью, на гранях одного кубика - аппликации из ткани с изображением животных, на другом - музыкальные инструменты. Кубики легкие, гигиеничные и нетравмоопасные. Данный игровой материал осваивается детьми, как на музыкальных занятиях, так и в свободно - самостоятельной деятельности.
Кубик «Угадай – ка»
1 вариант: Игра для детей младшего дошкольного возраста
Программное содержание. Развивать творческие проявления
в посильной эмоционально – выразительной передаче образов.
Игровой материал
Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки
с изображением животных: лиса, кошечка, собачка, заяц,
медведь, лошадка (могут быть изображены другие животные).
Раздаточный: шапочки или маски с изображением животных (эти же животные изображены на гранях кубика.)
Ход игры:
Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:
Нужно взять веселый кубик,
И по кругу передать.
Что покажет этот кубик,
Нужно детям показать!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает
его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто
изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают.
Педагог предлагает ребенку надеть шапочку данного животного и показать под музыку как он движется, дети повторяют характерные движения. Затем игра продолжается.
2 вариант: Игра для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание. Развивать у детей активность, творческие способности, память, слуховое внимание, коммуникативные навыки, уверенность в себе. Повторять и закреплять пройденный материал.
Ход игры:
Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит несложная, веселая мелодия, дети передают кубик другу. Педагог и дети произносят текст:
Кубик другу отправляем,
Кому кубик попадает,
Ты подумай, не спеши
Спой, сыграй или спляши!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол, говорит, кто изображен на верхней грани кубика, затем по желанию проводит знакомую игру с детьми, читает
стихотворение или исполняет песенку и т. п. Если у ребенка возникают трудности, педагог предлагает детям по желанию выполнить условие игры.
Ритмический музыкальный кубик
1 вариант: Игра для детей средней группы
Программное содержание. Учить различать тембр и название
музыкальных инструментов. Развивать у детей слуховое
внимание, навыки элементарного музицирования, чувство ритма,
интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать
коммуникативные навыки в игре, доброжелательное
отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.
Игровой материал
Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением музыкальных инструментов (бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас).
Раздаточный: музыкальные инструменты : бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас.
Ход игры:
На столике лежат музыкальные инструменты : бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, (эти же инструменты изображены на гранях кубика.)
Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:
Всё играет и поет.
Кубик, скажет, кто начнет!
Ребенок, который бросал кубик, называет
изображенный на верхней грани инструмент,
берет его со стола и играет несложный ритмический
рисунок, если он затрудняется назвать инструмент,
педагог предлагает детям ему помочь. Дети
повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами.
Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе
инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
2 вариант: Игра для детей старшей и подготовительной групп
Программное содержание. Учить детей различать тембр и название музыкальных инструментов, определять длительность звуков, схематично отмечать ритмический рисунок на фланелеграфе. Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание навыки элементарного музицирования в оркестре.
Игровой материал:
Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением музыкальных инструментов (бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, фланелеграф.
Раздаточный: музыкальные инструменты : бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, (эти же инструменты изображены на гранях кубика., карточки с лентой (25х9см) на которых при наложении держатся полоски из картона: широкие (3х5см) – долгий звук, узкие (2х5см) – короткий звук. Один комплект готовится на каждого ребенка.
Ход игры:
Дети стоят или сидят на стульчиках в кругу. Под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Всё играет и поет.
Кубик, скажет, кто начнет!
Ребенок, который бросал кубик,
называет изображенный на верхней грани
инструмент, берет его со стола, играет
несложный ритмический рисунок. Все его
повторяют хлопками. Педагог обращает внимание
на точность передачи ритма, предлагает одному
из детей отметить ритм на фланелеграфе, остальные
отмечают его на карточках. Игра продолжается
несколько раз по желанию детей.
Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми позволит получить следующие результаты:
Развить у детей музыкальные и творческие способности;
Закрепить знания о музыкальных инструментах и навыки игры на них;
Развить у детей метроритмическое чувство (ритм, темп, ритмический рисунок, форму);
Сформировать качества, способствующие самоутверждению (самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия).
Список литературы:
1. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание : Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой и др. М., 2005.
2. Зимина А. Н. Музыкально – дидактические игры и упражнения в ДОУ. Пособие для педагогов. – М. : Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 1998.
3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Ладушки. СПб., 2000.
4. Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду// Дети – музыка – фантазия/ Под ред. С. И. Мерзляковой. М., 1998.
5. Роот З. Я. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста: пособие для музыкальных руководителей - Изд. 2 –е. М. : Айрис – пресс, 2005.
6. Тютюнникова Т. Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками», М. 2010 г.
7. Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра».