Ирина Логашова
Музыкально-дидактическая игра «Из чего состоит песенка» («Построение песни»)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Построение песни».
Цель.
Научить детей определять и различать части песни.
Задачи.
Развивать навыки восприятия музыкальных произведений.
Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
Развивать словарный запас для определения частей песни - вступление, заключение, запев (куплет, припев, проигрыш.
Материал.
Публикация «Музыкально-дидактическая игра „Из чего состоит песенка“ („Построение песни“)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Дидактическая доска или фланелеграф, карточки с условным обозначением музыкальных частей песни.
Ход игры.
В игровой форме знакомлю детей с понятием «Построение песни»,
Или «Из чего состоит песенка».
М. р. Ребята, на клавиши моего пианино прилетел воробышек.
/ выкладываю карточку с изображением воробышка на клавиатуре. /
М. Р. Начал воробышек прыгать по клавишам, и у него
получилась такая мелодия (играю вступление песни)
/дети узнают её/. Эта часть песни называется «вступление».
М. р. С каких слов начинается наша песня?
/ дети называют слова начала песни/.
/выкладываю карточку с цифрой 1/.
М. Р. Мы с вами поём «первый куплет», он ещё
называется «запев».
/дети поют первый куплет песни/.
М. р. «Молодцы! Мы так хорошо пели первый куплет,
что зайчик услышал нас, взял свой веселый
колокольчик, прискакал, чтобы с нами припевать.
/выкладываю карточку с изображением
зайчика с колокольчиком. /.
«Сейчас мы будем петь «припев» песни. Он будет
таким же звонким, как «голосок» колокольчика
в лапке у зайчика.»
/исполняем припев песни/.
/ выкладываю карточку с изображением клавиш фортепиано/.
М. р. Ребята, посмотрите, здесь изображены только
клавиши моего пианино, нет ни воробышка,
ни зайчика, ни цифры «1», или «2». Ну, что ж,
я буду играть только музыку из нашей песенки,
а пока я играю, вы вспоминайте слова
следующего куплета. И запомните, что
между куплетами в песне звучит «проигрыш»
/ играю проигрыш,, дети вспоминают слова второго куплета/.
М. р. Вспомнили, с каких слов начинается второй куплет?
Кто может сказать, какую карточку нам надо
выложить на фланелеграфе?»
/дети догадываются, что надо ставить
карточку «2 куплет». Выставляем карточку,
поём второй куплет песни/.
М. Р. Ребята, посмотрите на фланелеграф.
Какую карточку мы выкладывали после
первого куплета?
/ дети отвечают чаще всего: «Зайчика»/.
М. р. А в песенке это называется… «припев».
/если дети не могут дать правильный ответ,
называю его сама/.
/выставляю карточку «С зайчиком»/.
/Исполняем припев песни. /
Выставляю карточку «Заключение»
(Она такая же, как и вступление, с воробышком на клавиатуре фортепиано).
/играю окончание песни/.
М. р. Ребята, к нам снова прилетел воробышек.
Вы знаете, он нам говорит «Спасибо» за такую
красивую песню, и спрашивает, можно ли
ещё прилететь к нам?»
/дети отвечают/.
М. р. А я играю заключительную мелодию.
Эта часть песни так и называется – «Заключение».
/Далее мы с ребятами смотрим, какое у нас
изображение получилось на фланелеграфе/.
М. р. Вот это и есть схема нашей песенки.
/схема составлена по песне «Рыбка» М. Красева,
и я обращаю внимание, что в ней два куплета, а если бы в песне было при куплета, то нам надо было бы поставить карточку с цифрой 3 и ещё один «припев»/.
А теперь мы поиграем наоборот.
Я буду убирать те карточки, которые вы мне назовёте.
/ Дети называют части: «припев», «запев»,
«вступление», могут вместо «заключение» сказать
«выключение». Я даю правильное понятие.
Самым тяжёлым является понятие «Проигрыш»,
но со временем, дети называют и его/.
На следующих этапах мы с ребятами составляем песни, состоящие из трёх куплетов, например «Моя Россия» - муз. Г. Струве, четырёх, такие, как «Урок» - муз. Т. Попатенко.
Во время разучивания частушек, дети узнают, что в них нет припева, а между куплетами есть только проигрыш.
Так же мы с детьми определяем, что в некоторых песнях всегда припев один и тот же, а есть песни, где слова припева меняются.
Дети очень любят эту дидактическую игру, на занятиях и в свободной деятельности выкладывают «построение» песен.
Мне эта игра очень помогает в работе. Дети знают, что во время вступления и проигрыша петь не надо. Когда поём песню с очень весёлым припевом, и детям хочется «форсировать» звук, «покричать», я говорю, что «нужно петь красиво, не кричать, иначе воробышек больше не прилетит». С ребятами разбираемся, о чём поём в первом куплете, о чём - во втором, и как начинается третий куплет, если он есть.