Людмила Балащенко
Консультация «Музыка начинается в семье»
▼ Скачать
Музыка начинается в семье
Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми,
хотим, чтобы из наших детей выросли гармонически развитые личности.
Не удивительно, что музыкальному воспитанию, которое способно оказать большое облагораживающее воздействие на подрастающего человека, в нашей стране уделяется такое внимание. Постоянно расширяются сеть музыкальных школ, кружков, хоровых студий. Систематически проводятся музыкальные радио- и телепередачи, рассчитанные как на взрослых, так и на детей. Издается много популярной литературы о музыке. Коренным образом улучшается постановка музыкального образования в общеобразовательной школе и в детском саду.
Публикация «Консультация „Музыка начинается в семье“» размещена в разделах
Важное звено в этой системе – музыкальное воспитание в семье. Однако здесь, как показывает практика, еще далеко не все обстоит благополучно. Нет, пожалуй, другого такого вида воспитания, который бы вызвал у родителей столько разногласий, вопросов, заблуждений, как музыкальное. Кого учить музыке – всех, или только детей с хорошими музыкальными данными? Зачем вообще нужна ребенку музыка? С какого возраста лучше начинать музыкальное воспитание? Как учить музыке дошкольников? Почему иногда обучение игре на инструменте превращается в пытку? Всех ли можно научить слушать музыку и как сделать это? Какая музыка важнее для человека – легкая или серьезная? Все эти вопросы очень интересуют и волнуют современных родителей.
Можно сказать, без преувеличения, что совсем немузыкальных детей практически нет. Нет ребенка, который бы не любил слушать музыку, хотя бы из «мультиков». Не узнавал бы знакомый мотив. Музыкальность – это целый комплекс способностей, какие-то из них обязательно присутствуют у ребенка. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом. Другие ничего не могут спеть, но зато ритмично «произносят» песню, обладают живым и острым ощущением ритма, что тоже является признаком музыкальности. Немузыкальные взрослые – это как раз те дети, способности которых вовремя не выявили и потому загубили.
Как же развить музыкальные задатки, которые есть у каждого ребенка? Как добиться, чтобы все дети, без исключения полюбили музыку? Другими словами, как прийти ко всеобщему музыкальному воспитанию?
Известный педагог и музыкальный деятель Л. Баренбойм в своей книге «Путь к музицированию» справедливо указывает два условия, без осуществления которых это не возможно: повышение качества музыкальных занятий в детском саду и общеобразовательной школе и правильная организация музыкального воспитания в семье.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов». Именно так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, наконец, если нужно, отвести в музыкальную школу, кружок или студию.
Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком- все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.
На основании социологических исследований у нас и за рубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.
Иногда родители считают, что музыкальные задатки развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям свободу. Но современные психологи доказали, что это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Нередко приходится слышать от родителей, что в 4 - 5 лет их дети очень любили музыку, эмоционально реагировали на нее, пели и танцевали. А сейчас в 9-10 лет это все исчезло бесследно. Ничего удивительного. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.
Попробуйте ответить на вопросы анкеты и определите, как обстоит дело с музыкальным воспитанием в вашей семье : 1. Слушаете ли вы с детьми музыку? 2. Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке? 3. Поете ли с детьми? 4. Есть ли у вас дома детские музыкальные инструменты? 5. Играете ли сами на каком – либо музыкальном инструменте? 6. Любите ли серьезную музыку?
Психологи провели опрос родителей по этим вопросам, и утвердительно на них ответило от 11 до 15% родителей. Это говорит о низком музыкально – эстетическом уровне родителей, о больших резервах, которые существуют сегодня в музыкальном воспитании в семье. Как показал опрос, в большинстве смей отсутствует понимание того огромного влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного мира ребенка. Поэтому пропаганда вопросов, связанных с музыкальным воспитанием в семье, приобретает особое значение. Воспитание детей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых.
Итак, музыке надо учить всех детей без исключения. Венгерский педагог Дьюлане Михайи сказал: «Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки…Каждый ребенок с нормальными музыкальными данными располагает также и способностями музыкальными. Способности эти могут развиваться, если воспитывать ребенка с детства подходящим способом. Мера этих способностей правда, зависит от врожденных данных, но они поддаются совершенствованию».
Начинать надо с самого простого: чаще привлекать внимание детей к популярной музыке, песням, обмениваться впечатлениями о прослушанной музыке, ходить на концерты, рассказывать детям о музыкантах, композиторах. Очень полезно обучение на общедоступных инструментах (гитаре, аккордеоне, пение в хоре. Ведь музыкальный слух, каким бы плохим он ни был, поддается развитию. Об этом сегодня можно говорить с полной уверенностью.
Иногда родители прилагают все свои силы, чтобы их дети получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о духовном мире ребенка, его нравственном развитии. И тогда вырастают молодые люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию. И тут на помощь может прийти музыка… Далеко не все верят в такую возможность.
Д. Б. Кабалевский очень точно сформулировал основную тенденцию современной музыкальной педагогики : «Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность».
У ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Очень важно сохранить в детях эту свежесть и непосредственность чувств.
Известный американский педагог Бенджамин Спок писал: «Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны. Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми».
Н. Ветлугина писала: «Чем раньше музыка войдет в жизнь ребенка, тем глубже и прочнее она займет место в его душе».
Дорогие родители! Помогите своим детям полюбить музыку, и в ваш дом войдет верный друг, который поможет сделать жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту. Я знаю много людей, которые очень благодарны родителям за то, что те приобщили их к музыке. И не знаю ни одного, кто жалел бы о «зря потраченном времени».
В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному. От вас зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека.