Елена Байкова
Музей «Такой разный песок»
Музей – это место, где ребенок может узнать историю и культуру страны, познать много нового и интересного.
Однако анкетирование родителей и опрос детей показал, что многие дети ни разу не были в музеях.
Мы задались вопросами как же привлечь внимание родителей к музеям? Как же познакомить детей с музеями? Для того, чтобы решить эту проблему, мы задумали создать мини-музей у нас в группе, чтобы познакомить детей не только с экспонатами, но и с правилами поведения в музее.
К сожалению, невозможно создать настоящий музей в условиях детского сада.
Публикация «Музей „Такой разный песок“» размещена в разделах
Возникла идея создать несколько различных мини- музеев группах.
В нашей группе мы создали мини-музей «Такой разный песок».
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, дополнять новыми предметами, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать. В наших мини-музеях ребенок – соавтор, творец экспозиций. Причем не только он сам, но и его родители. Наш мини-музей – это результат общения, совместной работы воспитателей, детей их семей.
Вся экспозиция музея представлена в виде следующих разделов:
В одинаковых емкостях представлены разные виды песка из разных стран. Эта коллекция постоянно пополняется родителями и детьми, путешествующими по всему миру.
2. «Песочные часы»
Раздел представлен песочными часами разного размера и формы, а также воронкой и половинкой пластиковой бутылки, используя которые можно наблюдать за ними, как сыплется песок (аналог песчаных часов).
3. «Пустыня. Растения и животные пустыни»
Это пейзаж пустыни с барханами и дюнами, также пустыни с животными и растениями. При его изготовлении использованы мелкие игрушки и палочки.
4. «Использование песка человеком»
Это наборы открыток, фотографий, вырезок из журналов с изображениями поделок из песка.
5. «Коллекция стеклянных предметов»
Здесь расположены посуда и сувениры из цветного и прозрачного стекла, бытовые приборы, елочные игрушки. Особое место в коллекции занимает бисер. Именно он стал первым изделием из стекла еще в период первобытного общества (когда древним людям приходилось разжигать костры на песке, они заметили, что песок в этих местах оплавляется и превращается в красивые стеклянные шарики).
6. «Раздел самостоятельной деятельности»
Здесь представлены разнообразные игры, материалы для опытов и изготовления поделок. Это емкость для имитации песчаной бури, поднос с песком для рисования пальцами, бисер для изготовления из него украшений и фигурок пустынных жителей.
Как правило, ни дети, ни взрослые не представляют себе, насколько разными бывают песок, глина и почва. Песок, например, разделяется по размерам зерен (крупны и мелкие зерна, разные по оттенкам, примесям, например, глинистый песок. Хорошо различаются речной и морской песок. Детям не нужно заучивать все эти тонкости, важно, чтобы они представляли разнообразие объектов, причем к выводу о его существовании пришли на основании изучения коллекции.
Использование в работе мини-музея «Такой разный песок» способствует формированию у детей устойчивого интереса к познанию природы и потребности общения с ней, созданию прочной базы для их дальнейшего воспитания и образования.