Ирина Шабалина
Мозг — это тоже искусство
▼ Скачать + Заказать документы
Мозг – это тоже искусство.
Шабалина Ирина Владимировна
Мне кажется, что мозг и то, что он делает, больше всего похоже на музыку. Все участники событий – нейроны или сгустки нейронов. У каждого есть свое место жительства, но когда им нужно выполнить задачу, они съезжаются вместе и начинается: у них нет партитуры, нет дирижера, они раньше даже никогда не встречались, но начинают играть вместе. Наш мозг – невероятный инструмент с миллиардом клавиш.
Публикация «Мозг — это тоже искусство» размещена в разделах
В двадцать первом веке искусство стало для многих людей неотъемлемой частью жизни. Мы ходим на концерты, выставки, слушаем музыкальные произведения и смотрим на картины. И это не удивительно, ведь духовное развитие для человека является не менее важным, чем физическое, развитие души помогает людям видеть и чувствовать прекрасное, осознавать такие понятия, как: «дружба», «любовь», «сострадание», «помощь ближнему». Когда мы прикасаемся к искусству, мы пробуждаем в себе эмоции и нравственность.
Юрий Михайлович Лотман был уверен, что необходимость искусства очевидна, так как оно дает возможность человеку пройти непроторенной дорогой, пережить не пережитое в реальном мире, то есть искусство – это вторая жизнь. Люди – это существа, которые живут как минимум в двух мирах. Первый – мир стульев, компьютеров, апельсинов и чашек, то есть материальный, а второй – знаковый. Откуда он взялся, почему вообще началось искусство, вот уже есть чашка, зачем ее рисовать? Ответ «чтобы запомнить» меня не устраивает. Зачем тысячи лет назад нужно было создавать театр? При чем второй мир может быть даже важнее материального – из-за него развязывались войны, например, на религиозной почве.
Подлинное искусство зародилось тогда, когда у человечества появилась необходимость в красоте и духовности. Люди стали рисовать, танцевать, исполнять песни, чтобы показать что-то красивое, рассказать интересную историю, которая смогла бы пробудить эмоции. Новые виды искусства стали передавать из поколения в поколение, своим потомкам, а те, в свою очередь, совершенствовали знания и придумывали новые. Можно сказать, что искусство является связующим звеном между поколениями, отражающим знания предков и их взгляды на жизнь. Во все, временя люди стремились к развитию духовности, искусство помогало им в этом. Благодаря искусству человек может познать и реализовать себя, погрузиться в прекрасный мир, сбежав от проблем, которые, так или иначе, преследуют его в реальной жизни.
Людвиг Витгенштейн утверждает, что любой текст – музыкальный, живописный, скульптурный, литературный – это ковер, и тот, кто на него смотрит, вытаскивает из него свои нити, читает его по-своему. Такие сложные объекты как художественные произведения существуют только тогда, когда есть тот, кто смотрит на них и понимает их, осознает концепцию и может интерпретировать. Звуковая волна попадает в ухо, молекулы духов залетают в нос, все это только физические сигналы, но когда они добираются до мозга, то становятся музыкой, но только в том случае, если воспринимающий знает, что это такое, если он подготовлен. Совсем как в искусстве, где истинно великое часто рождается "не по правилам"». Если музыку пишет компьютер, то это не представляет никакого интереса, потому что он просто перебирает разные варианты, которые в него заложили.
У человека много языков: вербальный, математика, позы, жесты, выражения лиц, одежда. Музыка – один из сложнейших, подчиненный рациональной регламентации, но как бы совсем вне смысла. Она имеет свою семантику, но внесюжетную. «Это язык, где семантика вся случайная и осколочная, как будто человек управляет силами, которые ему не подчиняются», — замечает Шнитке. Это тоже важно : что это за силы, которые нам не подчиняются, кто вообще в доме хозяин? На этот вопрос ответа нет. Человек – словно ученик чародея, который использует магические формулы, не понимая, как они работают. Вероятно, с музыкой происходит что-то в этом духе.
Человек, совершающий творческий прорыв в науке или искусстве, находится в мутном состоянии, он не вполне в сознании, а где-то на грани. Конечно, нельзя забывать, что сон не снится, кому попало. Периодическую систему увидел Менделеев, так как ученому много лет пришлось мучиться, прежде чем таблица решила ему явиться.
Как известно, Эйнштейн играл на скрипке и утверждал, что если бы не стал физиком, то был бы музыкантом, что видит жизнь в музыкальном аспекте. И это не было для него способом отдохнуть, это было важной частью его ментального и духовного пространства. Он говорил: «Интуиция – священный дар, разум – покорный слуга».