Ольга Федотова
Эссе «Монолог воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Только то в человеке прочно
и надежно, что всосалось в
природу его
в его первую пору жизни.
Коменский Я.
Проработав не один десяток лет в начальной школе, мне волею судьбы, посчастливилось вот уже два года проработать в детском саду, а точнее в Центре развития ребёнка. И это не просто слова. Действительно, переступив порог детского учреждения я влилась в такое бурлящее жизнью, творчеством, фантазией русло коллектива детей и взрослых, которое ни на минуту не могут остановить никакие пороги и препятствия.
Публикация «Эссе „Монолог воспитателя“» размещена в разделах
У каждого воспитателя своя тактика в работе с детьми, я – не исключение. Приняв сложную во всех отношениях группу, предстояло понять, как строить отношения с детьми и родителями. Признаюсь, не сразу получалось. Но это только вначале. Как только нашёлся заветный ключик к сердцам родителей, взаимоотношения улучшились.
В саду был объявлен конкурс на лучший мини-музей, т. к. педагогический коллектив работал над годовой задачей по использованию в работе музейной технологии. Предстояло объединить усилия, чтобы не только включить родителей в творческий процесс, но и получать обратную связь, наполненную интересом, желанием поделиться своими знаниями. Совместно с родителями решили назвать мини-музей «Подводное царство», наметили план, назначили ответственных, разработали проект. В результате проделанной работы в группе появился красочный, наполненный различными экспонатами с разных концов мира, поделками, рисунками, книгами, играми уголок, где дети с удовольствием проводили время. Одно из открытых занятий провели с использованием мини-музея. И хотя образовательная деятельность была по математике, нашлось несколько минут для пополнения музея поделками. Изготовленные из фетра медузы легко «плавали» в воображаемом водоёме. В этом конкурсе группа заняла первое место.
Но это не одно призовое место, которое мы совместно с детьми и родителями получили за прошедший период времени. Готовясь к Новогодним праздникам, оформление участка решили посвятить сказкам Г. Х. Андерсена. И здесь не было предела творческим начинаниям: Двенадцать лебедей «парили» над деревянной лодкой и несли полотно с подарками, Дюймовочка восседала на цветке, сшитом из яркой ткани, выпиленные из фанеры Оловянный солдатик и балерина удачно вписались в эту красоту, Русалка и рыбка, сделанные из пластика «плавали» в песочнице, оформленной в виде пруда. Все это было изготовлено руками детей и их родителей, бабушек и дедушек. Взаимодействие укреплялось, благодаря творчеству, активности, стремлению сделать жизнь в детском коллективе ярче, интереснее, полезнее во всех отношениях.
Вырастить огород на окне с детьми не составит большого труда. Но вот, чтобы дети при этом получили не только знания и умения, но и практический навык по его оформлению, для этого нужно было «заразить» идеей и родителей. Было решено воплотить современный дизайн: вымостить дорожки между грядками, используя обыкновенные плоские большие пуговицы, изготовить лавочки из подручного материала, уличные фонари, фонтан, альпийскую горку на основе древесного спила, разноцветные развесить флажки из салфеток по периметру огорода. Дети не только с удовольствием ухаживали за растениями, но и получали максимум пользы в сенсорном развитии, каждый раз перекладывая пуговицы так, как им хотелось. Родители, как и дети старались заглядываться на рукотворный маленький уголок природы. Возможно, когда дети вырастут, то в их памяти всплывёт картинка такого огорода и, несомненно, во взрослой жизни это будет примером для их практических действий в преображении простого в прекрасное вокруг себя.
Пополнять предметно-пространственную среду необходимо систематически. Таким образом полностью совместно с детьми и родителями обновили несколько центров. За неимением свободного места в группе Центр безопасности было решено оформить, используя стойку, которая легко перемещалась, имела полочки и перекладины, на них цеплялись крючки, а затем развешивались контейнеры, наполненные играми, тренажерами, полезной информацией. И в этом центре, благодаря совместной работе появились различные игры как самодельные, так и приобретенные родителями, тренажеры и лэпбуки, карточки, которые способствовали выработке безопасного поведения. В игровой форме дети могли знакомиться с тем, отчего может возникнуть пожар, с первичными средствами пожаротушения, опасными ситуациями на улице, дома, в природе. Была проиграна ситуация эвакуации в случае ЧС из детского сада, распечатаны фотографии, которые в дальнейшем были использованы для игр на липучках. Немало важно для воспитания детей в данном Центре и раскладушка, оформленная из материалов о детях, наших земляках, которые рискуя своей жизнью спасали других детей, попавших в беду.
Сюжетно-ролевая игра является такой формой деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. В нашей группе такие игры постоянно пополняются и обновляются. Дети, играя перевоплощаются в представителей разных профессий. Как итог была снята на видео, а затем разостлана всем родителям сюжетно-ролевая игра «Я б в водители пошёл, пусть меня научат». Сюжет игры был таков: дети рассуждают кем бы кто из них хотел быть во взрослой жизни. Подслушав разговор, воспитатель предлагает им отправиться в будущее через волшебный портал, где на мгновение они смогут осуществить свою мечту. Проходя через портал, дети переодеваются в униформу соответственно своей мечте и, выходя из него становятся докторами, банкирами, сотрудниками ГИБДД, а двое детей мальчик и девочка становятся молодыми людьми, желающими получить удостоверение водителей. Молодые люди обращаются к сотрудникам ГИБДД, где сдают теоретический и практический экзамен, проходят медицинский осмотр, оплачивают квитанции и получают заветное удостоверение водителя. Так же уже у водителей была возможность проехать по имитируемой проезжей части с настоящими знаками, светофорами, перекрестками, на мотоцикле. После «возвращения» через этот же портал, связующий детей с настоящим и будущим, эмоции просто переполняли всех. Родители просто приходили в восторг от просмотренного видео, ведь каждому из них интересно было посмотреть, как их любимые дети смогут повести себя во взрослой жизни. И пусть это всего лишь была игра, но ведь всеми своими поступками они показали там, в воображающем будущем, что воспитаны, умеют общаться, не растерялись, ведь были там одни.
За эти два года дети участвовали во всероссийском интеллектуальном конкурсе. Один из мальчиков в прошлом году занял призовое место и получил медаль, в этом году девочки заняла дважды первое место. И такой итог - результат целенаправленной работы кружка «Грамотейка», который дети посещали в группе. Выход информации за рамки программы, дополнительные знания дети получали на занятиях данного кружка. Родители также не были в стороне от этой работы, оснащая учебную часть новыми материалами, которые требуются для проведения занятий как групповых, так и индивидуальных.
Можно долго перечислять и рассказывать о совместно прожитых двух годах с детьми, родителями, сотрудниками детского сада. Много интересного и полезного во всех отношениях для его участников, а особенно для детей, было сделано и результат совместной работы положительный. Дети сплотились в коллектив, а родители поняли, что благодаря их активной позиции, неравнодушию и взаимопониманию можно добиться поставленных целей.