Ольга Бурахина
Конспект занятия «Моя Родина-Россия в начальных классах. Государственные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
МОЯ РОДИНА – РОССИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ.
Цель: Воспитание чувства патриотизма через осознание значения государственных символов РФ.
Задачи:
- дать сведения о государственных символах РФ;
- воспитывать уважение к государственным символам РФ : флагу, гербу, гимну;
- воспитывать любовь к Родине;
- развивать коммуникативные качества личности учащегося, умение выделять главное, определять понятия;
Публикация «Конспект занятия „Моя Родина-Россия в начальных классах, Государственные символы России“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Символы России. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование:
- государственные символы РФ : флаг (картинка, герб (картинка, гимн (текст, грамзапись);
- карта России;
- запись песни «У моей России»;
- карточки детям с заданиями;
- материалы для изготовления сувенирного российского флажка.
Ход мероприятия.
1) Оргмомент.
Внимательно послушайте песню. Подумайте, почему с неё начинается наше занятие, и попробуйте сформулировать его тему.
(Звучит песня «У моей России». Композитор Георгий Струве. Слова Нины Соловьёвой.
Дети пытаются сформулировать тему классного часа)
- С чем ассоциируется Россия у авторов песни?
- Что мы вкладываем в слово Россия?
2) Работа в группах.
- Подберите слова на каждую букву слова, которые ассоциируются со словом Россия.
Р – родина, род, родители
О – отечество, отец, осинка
С – сила, слава, символ, страна
С – судьба, семья, солнце, свет
И – история, имена великих людей, изба, исток, идеал, изобилие
Я – семьЯ, я, Ярило, ярмарка, ягоды
Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по нашей огромной стране, чтобы больше узнать о ней, побываем на необычных станциях.
(Физкультминутка)
Если долго-долго-долго в самолете нам лететь
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города,
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.
Мы увидим степь без края, тундру, где звенит весна.
И поймем тогда какая наша Родина большая.
Необъятная страна.
3) Путешествие по станциям.
Станция – «Символическая». С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающий особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия.
К примеру, проходя мимо дома, на котором изображен красный крест, мы сразу понимаем, что это больница.
На светофоре загорелся световой сигнал: зеленый цвет, означает, что путь для пешехода свободен.
Все это – символы.
Работа в группах: придумать и нарисовать символы, которыми можно обозначить понятия – остановка автобуса, книжный магазин.
У нашей страны, как и у любого государства, есть свои символы, по которым наши друзья за рубежом скажут, что беседа, разговор идёт именно о России : белые берёзки, река Волга, Храм Василия Блаженного в Москве, и, конечно, наши русские матрёшки.
Но это «народные», неофициальные символы нашей страны. Неофициальные, потому что их изображение нельзя поместить на документы, приказы, важные государственные здания.
У России также есть и официальные символы. Они имеют особое значение. Уважение к ним, знание истории их происхождения объединяет жителей страны.
- Что же относится к официальным символам страны?
Задание: соединить стрелками название государственного символа и его определение.
1. Прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета. Герб.
2. Официальная эмблема государства. Гимн.
3. Торжественная песня. Флаг.
Станция «Геральдическая». Геральдика – это специальная наука. А вот, что она изучает, вы узнаете, если правильно выполните задание: зачеркните двойные буквы и прочитайте слово.
с к г у и л ф з ы е к а з у р ы с т д ф л и б т д а
- Где можно увидеть герб России?
История современного российского герба начинается в 15 веке во времена Ивана3. На гербе России золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Над головой орла мы видим корону. Правой лапой орёл сжимает скипетр, а левой – державу. Скипетр и держава – это символы России. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и показывают единство Российской Федерации.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Если приглядеться то, можно увидеть, что крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. И это не случайно, т. к. русские люди с древних времён поклонялись солнцу. Почитали солнце, воспевали его в песнях. Золотой орёл напоминал людям солнце. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – Святой Георгий Победоносец. А святой Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. А ужасный чёрный змей – это символ зла. И он повержен героем. Верный конь героя воина топчет дракона копытами.
Станция «Песенная». Много песен есть у русского народа. Но одну песню должен знать каждый гражданин России.
- Кто знает, что это за песня?
Гимн – это торжественная песня, прославляющая могущество и единство нашей огромной страны. У каждого государства есть своя торжественная песня. При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
- Когда исполняется гимн?
Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях, например, при награждении победителей международных соревнований. Каждый день гимн звучит по радио: рано утром и в полночь.
- Кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Слова написаны Сергеем Владимировичем Михалковым.
Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать и молча прослушать «Гимн России».
(Дети стоя слушают «Гимн России»)
- А сейчас задание для самых внимательных. Для каждого существительного найдите соответствующее ему прилагательное (по гимну РФ).
Держава Свободное
Воля Вековой
Мудрость Любимая
Союз Могучая
Отечество Народная
Страна Священная
Станция «Знамённая». О чём пойдёт речь на этой станции, догадайтесь, послушав стихотворение:
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Флаг, как герб и гимн, отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.
- Где можно увидеть флаг России?
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много – много лет тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы или веток. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты своей земли. Потом стяги стали делать из ткани. Чаще всего стяги были ярко – красного или тёмно – красного цвета. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них рисовали или вышивали изображения святых – «знамения». Как вы думаете зачем? Так появилось слово «знамя». Знамёна имели разные цвета и их украшали богатые узоры.
Когда в России в 12 веке правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, начали строить несколько кораблей. Самый большой корабль назвали гордо – «Орёл». Военный корабль был необходим для защиты торговых судов. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности её к Российскому государству. Эти цвета стали цветами России. И в те времена, и сейчас цвету придаётся особый смысл. Белый цвет означает благородство и чистоту, синий – честность и верность, красный – отвагу и смелость. Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси.
- А как бы вы объяснили цвета российского флага, вспомнив нашу необыкновенную природу? (белый – белые берёзки, белая зима, летние облачка, белые ромашки; синий – синева неба, рек, озёр и морей; красный – цвет заката и рассвета, огонь.)
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации.
4) Изготовление сувенирного российского флажка.
Каждый гражданин должен знать символы своей родины, гордиться ими. Сегодня в память о нашем классном часе каждый из вас сделает маленький флаг России.
На партах лежат заготовки: прямоугольники из белой бумаги размером 10Х15 см, на которых уже проведены горизонтальные линии; «древко» (трубочка для коктейля).
План работы:
1. Раскрасьте полоски на российском флаге
2. Приклейте флажок к «древку».
(Дети изготавливают флажки и встают, поднимая их вверх.)
5) Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше необычное путешествие.
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.