Юлия Сазанакова
Мои методические находки
▼ Скачать + Заказать документы
Изучению хакасского языка в МБДОУ детский сад «Рябинушка» я уделяю особое внимание. Как педагог дополнительного образования, считаю, что создание условий по формированию у воспитанников и родителей интереса к родному языку, развитию речи на родном языке является одним из приоритетных направлений деятельности.
Деятельность по хакасскому языку не ограничивается рамками образовательной деятельности в группе, развитие речи на родном языке и приобщение к национальным традициям и обычаям происходит постоянно, каждом из этапов пребывания воспитанников в детском саду.
Публикация «Мои методические находки» размещена в разделах
На сегодняшний день, мониторинг уровня заинтересованности родной культурой и хакасским языком в МБДОУ д/с «Рябинушка» возрастает. Детское учреждение посещают 46 детей хакасской национальности. Что составляет 38 % от общего числа воспитанников. Было выявлено, что на хакасском языке свободно разговаривают _12_ семей.
Данные показатели важны не только, как статистические, но и являются тем уровнем ближайшего развития, с которого я начинаю вести ребенка, формируя заинтересованность и увеличивая объем начальных знаний в освоении родного языка и культуры.
Работу по изучению хакасского языка провожу по дополнительной образовательной программе С. А. Ахпашевой, Н. В. Судочаковой «Иркечек». Она представляется наиболее актуальной, так как позволяет вести образовательную деятельность на родном языке в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Изучая родной язык, воспитанники знакомятся с обычаями и традициями хакасов, историей родного края, окружающей природной средой Хакасии (растениями, животными, ресурсами). Актуальность и целесообразность ее использования в МБДОУ выражается также тем, что программа «Иркечек» максимально учитывает специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Ребенок не оказывается оторванным от условий действительности, в которых он находится за пределами учреждения, в семье.
Основной формой обучения хакасскому языку является образовательная деятельность, в рамках ведения которой обязательно учитываю специфику русско-хакасского двуязычия. Каждая образовательная деятельность предусматривает комплексное решение речевых задач, т. е. независимо от темы и от конкретных задач одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.
Структура образовательной деятельности по хакасскому языку может быть следующей:
1. Организационный момент
2. Проблемная ситуация: «Кто спрятался?» (Кем чазыныбысты, «Мы идем в гости» (Аалап парчабыс)
3. Фонетика – артикуляция звуков на хакасском языке, постановка правильного произношения в словах, игры и упражнения на закрепление, игра «Произнеси правильно» («Орта ада»). Провожу 2-3-хминутное фонетическое упражнение в форме игры «Эхо», «Часы».
4. Лексика – закрепление и повторение изученных слов, включение новых. Лексические темы актуальны, используются в повседневной жизни семье, способствуют социализации ребенка. Новые слова вводятся не изолированно, а в сочетании со знакомыми словами, поисковой ситуации, в игре.
5. Развитие связной речи – рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу; составление описательных рассказов; пересказ отрывков художественных произведений;
6. Грамматика – игры и упражнения на усвоение грамматических форм;
7. Игры и упражнения на закрепление темы.
Все формы и методы обучения хакасскому языку сопровождаю соответствующими наглядными примерами – показом предметов, картинок, игрушек, муляжей.
Эффективным методом обогащения словарного запаса детей – игры-драматизации по сюжетам произведений хакасских поэтов и писателей И. П. Топоева «Аба», «Пуур»; М. Е. Кильчичакова «Койтек тулгуденер нымах»; С. П. Кадышева «Пай паза анчы»; хакасских народных сказок «Голубоктарнан тулгучек», «Харганан пага», «Оркечекнен кускучек», «Коок», «Азах, холл, харын».
Дети легко усваивают слова и звуки на хакасском языке при изучении хакасских песен «Тигiр хуры», «Тореен чiрим Хакасиям», тахпахов.
В работе по изучению хакасского языка использую дополнительную литературу: журнал «Кунечек», журнал «Тигир Хуры», сборники хакасских народных сказок.
Организовала деятельность по хакасскому языку таким образом, что каждый воспитатель ведет работу по приобщению детей к хакасскому языку. В группах создаются картотеки наименований хакасских слов с переводом на русский язык. Картотеки регулярно пополняются. Их тематика расширяется, что позволяет поддерживать интерес ребенка к родному языку. Педагоги включают в режимные моменты хакасские пословицы, стихи, поговорки, с удовольствием поддерживают желание ребенка приветствовать их/прощаться на родном языке, произносить слова вежливости, играть в национальные хакасские игры.
Приобщение педагогов происходит через театрализованную деятельность, в которой они принимают участие. Результаты деятельности отражены в воспитательных мероприятиях.
В МБДОУ детский сад «Рябинушка» имеется оборудованный кабинет хакасского языка и национальной культуры. Речь идет о таком месте, где воспитанники и педагоги могут с легкостью погрузиться в атмосферу самобытного национального колорита и богатейшей хакасской культуры во всем ее многообразии. Кабинет представлен разнообразием зон: уголок природы, место для чтения, уголок быта, уголок ряжения.
Взаимодействие с родителями в организации деятельности по изучению хакасского языка играет основополагающую роль. Родители получают консультации по хакасскому языку. На родительских собраниях акцентируется внимание на роль родного языка в семье, его сохранение, формирование гражданственности и патриотизма. Изготавливаются брошюры «Сохраним родной язык», «Семейные традиции и обычаи». Родители с удовольствием принимают участие в проведении традиционных национальных хакасских праздников.
Интересной формой приобщения семьи к изучению хакасского языка стала проектная деятельность. В 2021-2022 учебном году велась активная работа в рамках проекта «Хакасия - родник души», практическими результатами которого стало создание красочных полезных педагогам и воспитанникам уголков национальной культуры в каждой группе учреждения; проведение праздничных мероприятий, на которых хакасские семьи могли рассказать историю рода, представить свое семейное древо; показ театрализованных постановок; выезд с постановками в другие образовательные учреждения Таштыпского района; создание хакасских национальных украшений своими руками.
В 2021 году проводила работу в рамках нового проекта ««Театральное искусство Республики Хакасия как основа развития художественно-эстетических способностей воспитанников».
Изучение с родителями родственных связей оказалось интересным и увлекательным процессом. Родители отмечают важность того, что их дети знают историю своего рода, так как именно эти знания рождают в ребенке чувство осознанной принадлежности к нации, вызывают у ребенка неподдельный интерес к изучению культуры, внутри которой они живут и развиваются.
Помимо вышеперечисленных видов деятельности большая роль уделяется воспитательной деятельности на хакасском языке. Были проведены районные мероприятия: «Гордость потомков - Иван Матвеевич Штыгашев» ч. 1. (ноябрь, 2020); «Гордость потомков - Иван Матвеевич Штыгашев» ч. 2. (ноябрь 2021); «Челбораков Г. И. - первый хакасский композитор» (17.02.2021г.); «Путеводная звезда Юрия Топоева» (27.03.2018г.); «Нас пригласил театр в гости» (к 30-летию театра «Читiген»).
Значимым для меня, как педагога, является участие в республиканском конкурсе «Пала тiли», который проводился в г. Абакане, где воспитанница нашего детского сада заняла 4 место в номинации «Лучшее исполнение песни на хакасском языке».
Детский сад принимает участие в выставках, конференциях, семинарах-совещаниях, посвященных представлению и популяризации национальной культуры.
Я надеюсь, что деятельность детского сада по изучению родного языка, формированию, воспитанию и развитию гражданственности и патриотизма у воспитанников вносит вклад в работу, направленную на сохранение культуры, традиций и обычаев хакасского народа, но и рождает в воспитанниках чувство глубокой гордости за родную Хакасию.