Ольга Брякунова
Мой кружок «Приключение пластилинчика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Важную роль в развитии ребенка играет развитие мелкой моторики рук. Ведь чем лучше ребенок владеет своими пальчиками, тем лучше развивается его интеллект и речь, рука готовится к письму, да и в целом занятия по развитию мелкой моторики положительно влияет на весь организм. Чего только стоит знаменитое выражение В. А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончике его пальцев. Развитие мелкой моторики оказывает иммуностимулирующее (повышение иммунитета, тонизирующее действие, оказывает положительный эффект на внутренние органы, стимулирует речь и мыслительные функции. Добавим сюда кучу положительных эмоций и радостное общение с малышом и получим ясное осознание пользы занятий с ребенком по усовершенствованию развития мелкой моторики рук.
Публикация «Мой кружок „Приключение пластилинчика“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Приключения Пластилинчика», основной идей которой является рисования картин – пластилином- пластилинография.
Если учитывать, что рисование пластилином замечательный вид изобразительного искусства, активно способствующий сенсорному развитию, не требующий длительной подготовки, а в дальнейшем и уборки рабочего места, то можно запланировать 4 занятия в месяц по одному занятию в неделю. Каждое занятие проводится по подгруппам в 5-6 человек, длительностью 15 мин. И носит характер коллективного рисования.
Возраст детей от 4- 7 лет.
Цель совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.
Задачи
• Развитие мелкой моторики;
• Ознакомление с окружающим миром;
• Развитие эмоций и фантазии.
• Формирование у детей сенсорных навыков.
• Развитие изобразительных навыков.
• Развитие у детей эстетических, композиционных, пространственных восприятий.
• Развитие технических умений и навыков работы с пластилином.
• Воспитание навыков аккуратного обращения с пластилином.
Предполагаемый результат - по итогам освоения программы дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук
Формы подведения итогов реализации программы по дополнительному образованию:
– выставки творческих работ для родителей;
– выступления на педагогических чтениях и др.
Актуальность кружка.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительно искусства – пластилиногрфии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук.
Именно в детстве впервые все мы узнаём о существовании пластилина. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре.
Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
Задания с использованием описанных приё мов рисования можно разделить на следующие виды:
• Использование только приёма надавливания.
• Использование только приёма размазывания.
• Использование обоих приёмов.
Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности – от простого к сложному.
Организация работы с детьми по созданию пластилиновых картин.
Перед занятием готовят необходимое оборудование: иллюстрации по теме, полуготовый рисунок – основу будущей композиции на картоне или (размер примерно 30х30, небольшие комочки мягкого пластилина на каждого (от 1 до 3,, доски, тканевые салфетки, подручные материалы: колпачки, стеки, трубочки и т. д.
Структура занятий.
Занятия по рисованию пластилином ничем не отличаются от традиционных занятий, только как сменой изобразительного материала. Занятия включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть начинается с организационного момента.
В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приёмы рисования пластилином. Далее дети выполняют практическое задание. При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физминутку, если дети устали.
В заключительной части воспитатель подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции.
Особенности используемого материала.
Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:
долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками; в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.
На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других
Тип программы:
Программа является составительской на основе пособий Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография», «Скрипторий 2003», Москва, 2008г., Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы», «Скрипторий 2003», Москва, 2008г., И. А. Лыкова «Лепим из пластилина, глины, теста Дегтевой В. Н. «Оригами с детьми 3-7 лет».