Мария Бугрова
Конспект занятия по рисованию «Мое любимое дерево осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида № 50»
«Мое любимое дерево осенью»
НОД по художественно-эстетическому
развитию (изо-деятельность)
в старшей группе
Воспитатель: 1 квалификационной категории
Бугрова Мария Николаевна
Иваново, октябрь 2014 год
Цель: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Мое любимое дерево осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Деревья. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года.
Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, печать листом от дерева, выдувание трубочкой от сока).
Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.
Развивающие:
Развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами.
Развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Вызвать желание детей сохранять её красоту в картинах.
Материал для занятия : альбомные листы, гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, трубочки от сока, влажные салфетки, фартуки.
Репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, А. Васильева, И. Остроухова.
Интеграция разных видов деятельности: экскурсия в осенний парк, рассматривание деревьев; составление осенних коллажей; знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, И. Левитана; рассматривание иллюстраций, чтение стихов об осени русских поэтов; дидактические игры «С какого дерева листок?», «Времена года»; дыхательные упражнения, разучивание физкультминутки
Словарная работа: золотая, пурпурная, серебряная, теплая, холодная осень, листопад, приметы осени, пейзаж, художник, мастер-класс, живопись, живописец.
Образовательные области: коммуникация, здоровье, познание, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Презентация «Осень»
Презентация «Осень глазами русских художников»
Предварительная работа:
• рассматривание и сбор осенних листьев красивой формы и окраски во время прогулки;
• наблюдение на прогулке листопада;
• дидактическая игра «С чьей ветки детки?»
• рассматривание иллюстраций о природе осенью, чтение стихов;
• составление осенних коллажей;
• авторский фильм «Осень глазами русских художников»
• заготовка фона для работы – тонированный бледно-голубым и бежевым тонами альбомный лист на каждого ребенка.
• дыхательные упражнения, разучивание физкультминутки.
• опорные слова: художественный музей, живопись, живописец, художник,
Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», коробка для посылки, осенние листья различных деревьев, аудиозапись, музыкальный центр, подготовленные к работе листы формат А4; гуашь, кисти, трубочки на каждого ребенка, влажные салфетки, фартуки, магнитные доски;
Словарная работа: живопись, живописец, портрет, пейзаж, натюрморт, мастер-класс.
Ход занятия
Этап Деятельность взрослого Деятельность детей
Вводная часть
- Что за гости в зал спешат?
8 маленьких ребят!
Вы садитесь все сюда (указывает на стульчики)
Все на месте?
- Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
- А вот послушайте загадку…
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь елочек и сосен.
Так кто же я? Я….
- Да, ребята, сегодня мы будем говорить об осени.
- Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет моросящий, затяжной дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай).
Игра «Подбери действие».
- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Ребята, поиграем в игру? Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
- Назовите осенние месяцы.
Листья осенью (что делают) —
Дождь осенью —
Урожай осенью —
Птицы осенью ---
Звери осенью —
- За осенью идёт…
- А после зимы.
- После весны идёт.
- А за летом наступает…
- Потом всё повторяется в природе.
- Посмотрите, какие у вас красивые листочки!
- Давайте потанцуем с ними! (звучит фонограмма)
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают –
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
-Да-да-да!
Предположения детей.
- Осень!
Ответы детей:
- День становится короче, солнце не так греет. Перелетные птицы сбиваются в стаи и улетают на юг, животные пополняют запасы, накапливают слой жира.
- Поиграем!
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
— Листья осенью желтеют, опадают.
Дождь осенью моросит, идет
Урожай осенью убирают.
Птицы осенью улетают.
Деревья осенью сбрасывают листву.
Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
-Зима
-Весна
- Лето
- Осень
Дети под музыку выполняют движения с листочками.
Кружатся, подняв руки вверх, приседают на корточки.
Кружатся.
Бегут по кругу, машут руками.
Основной - Ребята, скажите, где можно полюбоваться осенними картинами природы?
- А кто из вас знает, где можно посмотреть картины художников?
- Сегодня я приглашаю вас на выставку художественных картин.
- А художники, как известно, … пишут картины, оттого они и получаются как живые, получается живопись. И если однажды на вопрос: «Чем ты занимаешься?» вам кто-то ответит: «Я занимаюсь живописью», то знайте, что перед вами стоит художник, и не просто художник, а живописец.
- Рассмотреть картины нам поможет волшебный экран. Садитесь на стульчики, и мы начнем наш фильм.
Презентация «Осень глазами русских художников»
- Понравились вам картины?
- Что изобразили художники на полотнах?
- Какое время года изображено на картинах?
- Верно. Осень - прекрасная пора, и мы уже знаем, что она бывает разной.
-Художники передали красоту осени в своих полотнах. Им нравилась разная осень : и золотая, праздничная, и поздняя, хмурая.
- Посмотрите, какую осень изобразил художник на этой картине? (картина И. Остроухов «Золотая осень»)
-Конечно, это золотая осень! Как вы догадались?
- Как вы думаете, почему осень называют золотой?
- Какие стихотворения, может быть, вспоминаются вам, когда смотрите на эту картину? Кто сможет прочитать стихотворение?
- А на этой картине какая осень изображена? (И. Левитан «Поздняя осень»)
- Да, это хмурая, поздняя осень. Как вы определили? Какие краски использовал художник?
- Осень – очень красивое время года. Поэты пишут о ней стихи, художники – картины, а композиторы – музыку.
- Прошла пора золотой осени, пришла поздняя осень.
- Осень – это точно сказка, несравнимая ни с чем!
Я желаю эту осень в памяти оставить всем!
- А хотите и вы, ребята, превратится в настоящих художников и нарисовать свои осенние картины, чтобы мы могли любоваться и вспоминать золотую осень?
- Что можно нарисовать, чтобы показать осень?
- Я взмахну волшебной палочкой и вы превратитесь в деревья….
Пластическое упражнение «Деревья»
Мы в деревья превратимся :
Руки – ветки, пальцы – листья,
Тело – ствол, а корни – ноги.
Встанем дружно у дороги.
А теперь зовем мы ветер.
Затрепещут нежно листья,
Зашуршат, прощаясь с летом.
- А сейчас пройдем к нашим рабочим местам.
- Подумайте, с чего мы начнем рисовать наше дерево?
- Каким цветом будем рисовать ствол?
- Что еще надо дорисовать, чтобы получилось дерево?
- Сегодня мы будем рисовать не обычной кистью, а с помощью трубочки. И для начала давайте вспомним, какую предварительную работу мы провели:
-Мы с вами заранее подготовили фон, на котором и будет располагаться ваше осеннее дерево.
- Злата, расскажи, какие цвета мы взяли для фона и почему?
- Давайте обсудим этапы нашей работы:
(Воспитатель берет лист тонированной бумаги и демонстрирует алгоритм выполнения работы)
1. Набираем черную или коричневую краску на кисточку, ставим капельку-кляксу на лист.
2. Затем дуем на пятно из трубочки, выдувая вверх так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При выдувании лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются еще интереснее!
3. Что у нас получилось? А чего не хватает?
4. Крону дерева украшаем осенними листьями. Для этого используем метод примакивания кистью.
- Какие краски для этого нам понадобятся?
- Что можно нарисовать возле дерева?
Педагог помогает по мере необходимости.
- В парке, лесу… Ответы детей.
- На выставке, в музее…
Дети садятся на стульчики у экрана.
-Да!
- Картины природы.
-Осенний пейзаж.
- Осень.
- Осень золотая, разноцветная.
- Краски на картине яркие и праздничные.
- Потому, что цвет у осени желтый, похож на золото, оранжевый, яркий
Данила: Иван Бунин
«Лес, точно терем расписной…»
Лиза: Осень, как художник, лес разрисовала. Дерево и кустик – все волшебным стало!
Эмиль:
З. Федоровский «Осень»
- Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зеленый. Утешает осень : «Не жалейте лето! Посмотрите: роща золотом одета!
- Это поздняя осень.
- Темные, холодные: серое небо, трава пожухла, деревья сбросили золотые одежды.
- Да, хотим!
- Деревья с золотой листвой. Осенний пейзаж.
Дети Расставляют ноги на ширину плеч, поднимают руки, шевелят пальцами, изображают, как дует ветер (на выдохе произносят Ш, С, У)
Дети садятся за столы.
- Со ствола.
- Коричневым.
- Ветки с листьями.
- Синий и фиолетовый цвета мы взяли для осеннего неба. А темно-коричневый цвет – для земли.
. -Дерево с ветками.
- Не хватает листьев.
- Краски золотой осени : желтый, оранжевый, золотой, красный, бежевый.
- Опавшие листья, увядшую травку.
Дети под музыку П. И. Чайковского «Времена года» приступают к работе.
Заключи-
тельный - Ребята, какие замечательные пейзажи у вас получились! - Молодцы, вам понравилось быть художниками?
- Давайте ваши работы разложим на столе…
- Посмотрите, каждый из вас рисовал одно дерево, а вместе у нас получился….?
- Кому какая картина понравилась, почему?
- О каком времени года мы беседовали?
- Какую картину мы рассматривали?
- С какой техникой рисования вы сегодня познакомились на занятии?
- Что вам показалось трудным?
- А что было легко?
- Что понравилось Лизе? Расскажи о своем любимом дереве.
- Тимур, какое дерево нарисовал ты? Почему выбрал (красный, желтый) цвет?
- Снежана, опиши свое дерево. А ты почему выбрала такие цвета?
-Сегодня мы обязательно оформим выставку в приемной и порадуем гостей осенним вернисажем!
По окончании занятия рисунки выкладываются и рассматриваются с каждым ребенком.
Ответы детей