Елена Фетищева
Моделирование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п., появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Темочки:
Под «моделью» в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.
В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова, конструированию (Л. А. Парамонова, для формирования экологических знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева, представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова) и др. Основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей и их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям (моделирование человечками).
В дошкольном обучении используются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство уха, глаза, с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движением). Обучение с использованием таких моделей приводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему здоровью.
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели- календарь природы. Графические модели обобщенно предающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид модели больше используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• Пересказ;
• Составление рассказов по картине;
• Описательный рассказ;
• Творческий рассказ.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый).
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
1. четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
2. ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
3. быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
4. должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребенка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;
5. не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
6. нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно. Например, при ознакомлении детей с новым животным им нужно самостояельно отнести его к какому-либо классу (птиц, рыб, зверей, ребенок понимает необходимость использования моделей (при условии, что он раньше пользовался ими).
Таким образом, использование метода моделирования в обучении детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления, т. к. развитое наглядно-образное мышление приводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т. е. является прочным фундаментом логического мышления.