Якимова Светлана
Моделирование образовательного пространства на основе театрализованных игр дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
И. М. Сеченов указывает на врожденную потребность ребенка в игре, безотчетное стремление понимать окружающее, стремление к подражанию.
Именно через игру проблемы познавательной сферы детей раннего возраста решаются наиболее продуктивно, огромную роль в этом играют театрализованные игры. Существо таких игр представляет собой совершенно особое социальное явление, которое определяет не только поведение ребнка, но и художественно-эстетическое развитие, в том числе активное речевое развитие.
Публикация «Моделирование образовательного пространства на основе театрализованных игр дошкольников» размещена в разделах
В современном дошкольном образовании разработаны и активно используются в практике разнообразные формы занятий, в основе которых лежит театрализованная игра, занятия-инсценировки на основе пальчикового театра, занятия-диалоги. Однако до настоящего времени недостаточно изучены педагогические возможности театрально-импровизационной деятельности на занятиях с детьми раннего возраста. Не в полной мере изучены педагогические особенности моделирования занятий на основе театрализованной среды и е внедрение в образовательной практике дошкольных образовательных учреждений. Хотя как показывает практика, включение художественно-эстетических форм обучения позволяет детям младшего возраста полноценнее познавать окружающий мир, поскольку эмоционально-чувственное восприятие окружающего пространства и освоение новых знаний через театрализованную деятельность помогает ребнку лучше и качественнее понять и закрепить полученные знания. Театрализованная игра доставляет ребенку немало счастливых моментов, привлекает яркостью, динамикой, так как в ее арсенале - замечательные художественные средства: интересные персонажи, красочное оформление, музыка и т. д. Такая деятельность раскрывает большие потенциальные возможности ребенка, в том числе потребность в общении, которое способствует речевому развитию, но все это может быть реализовано лишь тогда, когда дети почувствуют желание творить и радость от процесса творчества. Дети впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач, т. е. постепенно настраиваются на творческий лад. Театрализованная игра помогает решать образовательные и воспитательные задачи, выступает как средство развития ребенка и познания им окружающего мира. С помощью театральных игр мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей: играя, они понимают, как много значит коллектив и какая важная роль отводится в этом коллективе каждому. Театр всегда завораживал зрителей. Театральная деятельность имеет свои особенности. Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатывается имитация движений различных животных. Занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Театрализованные игры позволяют приобщать детей к высокохудожественной литературе; формировать запас литературных и художественных впечатлений; представление о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений и способы их творческого применения. Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация детьми литературного образа; формировать у детей динамичные представления о развитии и изменении художественного образа, его многозначности и многосвязности. Позволяют совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений; учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги; развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка. Театрализованные игры учат детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей, открывать для себя и других непознанные грани своей индивидуальности; обучают методам снятия эмоционального и мышечного напряжения; развивают самоконтроль поведения, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, согласованность движений тела, моторику речевого аппарата. Сопровождение театрализованной деятельности музыкой вызывает у детей положительные эмоции, которые повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, таким образом тонизируют центральную нервную систему. Следовательно, включение театра в образовательное пространство более чем обосновано. Моделирование образовательного пространства с применением театральных технологий будет результативным, если на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях будут соблюдены следующие педагогические условия:
разработка содержания занятий с детьми раннего возраста, в которых наиболее полно представлены возможности театрализованной игры, позволяющей каждому ребнку быть активным участником действия;
организация развивающей деятельности на основе театрализованной игры наиболее приближенной к естественному игровому состоянию ребнка;
активизация восприятия произведений искусства, художественное содержание которых интересно и понятно ребнку раннего возраста;
сотворчество педагогов и детей в деятельности;
включение в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения методов социо-игрового стиля. Занятие с детьми раннего возраста выстраивается как историко-временное путешествие в конкретную историческую эпоху. Театрализованная игра в данном случае используется как форма проведения занятий, на основе которой и строится модель образовательного пространства. В конце каждой пройденной темы знания закрепляются в мини-представлениях. Если педагог выбирает длинное произведение, полностью инсценировать малыши его не смогут. Нужно брать лишь отрывки из произведения, некоторые его части использовать в подвижных и дидактических играх. Можно использовать разные формы работы, чтобы охватить все произведение. Центром модели образовательного пространства являются театрализованные игры детей раннего возраста. Важной составляющей модели являются путешествия-знакомства с бытом и традициями разных народов и культурологическое путешествие. Вспомним, сколько радости доставляет детям участие в народных играх, которые являются составляющей театрализованной деятельности. А ведь народная игра выполняла множество функций в развитии человека. Компонент движения, составляющий основу любой игры, дает возможность охвата не только моторной сферы, но и психики в целом. Народная игра приближена к реальной действительности, она всегда была направлена в различные области и являлась разнообразными моделями жизненных ситуаций. Течение игры бесконечно и динамически меняло содержание и ситуацию и требовало от играющих постоянного приспособления. В этом плане игра действительно была «школой жизни», подготовкой к проживанию сложных или важных ситуаций, в которых потенциально мог оказаться человек. Театрализованное представление по мотивам исследования, создание декоративно-прикладных иллюстраций, творческие выставки, коллективное участие в оформлении декораций является критерием полученных знаний.
Таким образом, в модель образовательного пространства дошкольника входят :
культурологические путешествия;
историко- временные путешествия ;
театрализованные сюжетно-ролевые игры;
путешествия- знакомства с бытом и традициями разных народов ;
путешествия по произведениям искусства разных народов;
театрализованное представление по мотивам исследования ;
коллективное создание образа ;
творческие выставки, коллективные декорации, декоративно-прикладные иллюстрации.
В процессе обучения дети раннего возраста проходят 5 уровней познания и освоения материала образовательного пространства : музыкально-звуковой уровень, ритмично-двигательный уровень, знаково-речевой уровень, художественно-визуальный уровень, эстетико-полифонический объединяющий) уровень.
Занятия театрализованной деятельностью позволяют осуществлять:
поиск образной выразительности посредством театрализованной игры;
ориентацию во времени и пространстве прошлого и настоящего;
создание единой картины мира, соотношение Я-образа в создании единой картины мира;
декоративно-прикладную материализацию театрализованного образа.
Использование театрализованных игр позволяет добиться многоуровневого отражения постигаемого материала; развития коммуникативных способностей; социо-культурного осмысления и накопления нравственно-эстетического опыта; развития познавательной, творческой и социально-культурной деятельности; накопления исторического опыта, определения национально-художественного образа своего народа; воспитания эмоциональной отзывчивости, переживания образного театрально-художественного прочувствования, осуществления рефлексии, активного выражения дальнейшей потребности в образовательной и художественной эстетической деятельности. Таким образом, образовательное пространство на основе театрализованной игры представляет собой совокупность образовательных, культурно-просветительских, информационных средств воздействия, выполняющих функцию общего, художественно-эстетического и речевого развития ребенка, которое реализуется через механизм театрализованной игры и направлено на образование и художественное развитие детей раннего возраста.