Марина Плужнова
Модель здоровьесберегающей среды для детей 6-летнего возраста c ОНР, обучающихся в условиях коррекционной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №394
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения и навыки, воспитав определенные привычки.
Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению?
Одним из ответов на этот вопрос стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Публикация «Модель здоровьесберегающей среды для детей 6-летнего возраста c ОНР, обучающихся в условиях коррекционной группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Цель ЗСТ в ДОУ применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его.
Цель нашего проекта - создать систему условий, обеспечивающую сохранение психофизического здоровья ребенка и воспитание восприятия себя и собственного здоровья ребенком как ценности.
Задачи проекта:
1. Анализ данных диагностики психофизического развития детей;
2. Анализ данных психолого-педагогических наблюдений за детьми;
3. Организация пространства с позиции удовлетворения двигательных потребностей детей и комфортности условий пребывания детей в группе;
4. Отбор педагогических средств, методов, форм организации деятельности детей, которые обеспечивали бы сохранение психофизического здоровья;
5. Обеспечение психологического климата, исключающего психотравмирующий компонент и создающего условия для восприятия ребенком себя как ценности.
Исходя из поставленных задач, мы разработали модель здоровьесберегающей образовательной среды для детей нашей
группы.
I. - Ребенок
II. - Предметно-пространственный компонент
III. - Технологический компонент
IV. - Социальный компонент
Предметно-пространственный компонент
Для организации какой-либо деятельности детей необходимо много внимания уделять предметно-пространственной среде. В нашей группе преобладают спокойные пастельные светлые оттенки. Учитывая наличие в группе детей с неврологической симптоматикой, мы стараемся избегать перенасыщения обстановки объектами, избыточной пестроты и яркости. Мебель для наших воспитанников подбирается в строгом соответствии с их ростом. Вся мебель удобная, функциональная, легко передвигающаяся для переорганизации пространства в случае необходимости. В нашей группе много дидактических игр, направленных на развитие зрительной и моторной координации движений, имеется различный материал для развития мелкой моторики рук, развития воздушной струи. В качестве выносного материала для прогулок используются мячи, скакалки, что также способствует развитию координации. движений, ловкости, меткости. Большое внимание уделяется комфорту и уюту в группе. Создавая предметно-развивающую среду, мы всегда учитываем период обучения, сезонность.
Технологический компонент
Вся работа педагогов в группе строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей при всех режимных моментах, в процессе обучения, а также с учетом структуры дефекта. Мы считаем целесообразным использование преимущественно подгрупповых форм занятий, а также занятий с маленькими подгруппами детей (2-3 ребенка). Именно при таких формах обучения ребенок чувствуют себя более уверенно, раскрепощено и не ощущает давления со стороны других членов группы. В своей работе мы отдаем предпочтение предметно-практическим методам, стараемся задействовать все виды анализаторов для максимальной эффективности работы и максимального восприятия детьми материала. Дидактический материал предъявляется в строгом соответствии с возрастом и возможностями ребенка. Мы стараемся использовать комбинаторный, манипулятивный дидактический материал. На занятиях предусмотрена смена видов деятельности, подбор пальчиковых упражнений и физкультминуток под конкретный вид деятельности. Педагоги стараются дозированно распределять нагрузку на ребенка, исключать перенапряжение. Большое внимание уделяется речевому поведению, тону, темпу, последовательности, ясности изложения, четкости формулировки инструкций.
Социальный компонент
Большую роль в здоровьесбережении играет социальный компонент. Для развития и обучения ребенка мы стараемся создать такую обстановку, которая способствовала бы повышению самооценки ребенка, уменьшению его тревожности, гармоничному взаимодействию с окружающим миром. Мы стараемся исключать психотравмирующие ситуации, грамотно подходить к разрешению конфликтов между детьми, избегать резких оценочных слов в адрес детей, вселять в детей чувство уверенности в собственных силах, быть внимательными и чуткими к детским проблемам.