Наталья Темникова
Модель образовательного процесса в подготовительной группе по теме «Культура народов Среднего Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
М
ЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Модель образовательного процесса в подготовительной группе
по теме «Культура народов Среднего Поволжья»
(в условиях перехода на ФГОС ДО)
Выполнили:
Н. В. Давыдова, воспитатель МБУ детского сада № 197 «Радуга»
Н. В. Темникова, воспитатель МБУ детского сада № 197 «Радуга»
М. В. Козлова, воспитатель МБУ детского сада № 80 «Песенка»
Т. В. Ерофеева, воспитатель МБУ СОШ23
С. И. Юдакова, воспитатель МБУ СОШ 23
актуальность
Публикация «Модель образовательного процесса в подготовительной группе по теме „Культура народов Среднего Поволжья“» размещена в разделах
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
[/b]
Проблема духовно-нравственного развития одна и важнейших проблем воспитания ребёнка.
В настоящее время, общество характеризуется нарушением единства духа, души и тела человека, бедностью духовных интересов, снижением истинных культурных, национальных ценностей, характерных для россиян.
Выходом из создавшейся ситуации, может стать разработка новых программ воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания нравственно-патриотических качеств (приобщение к культуре межнациональных отношений, толерантное отношение к людям другой национальности).В Самарской области проживают представители различных национальностей: русские, мордва, татары, чуваши, с культурой которых необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.
противоречия
В соответствии с требованием ФГОС ДО в ООП ДО должен отражаться региональный компонент, но специальные программы для его осуществления отсутствуют.
Не разработаны конкретные задачи, содержание методов и приёмов по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности.
Недостаточно научных трудов и исследований по этой теме.
С другой стороны, в своей практике нам приходится постоянно решать вопросы культурно-нравственного воспитания дошкольников. Мы знакомим их с народными праздниками. Играем в народные игры, разучиваем считалки, организуем развлечения.
Задачи:
Обозначить пути формирования первоначальных представлений о культуре народов Поволжья у детей подготовительной группы.
Определить содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», для реализации механизма формирования у детей подготовительной группы представлений о культуре народов Поволжья, в условиях реализации ФГОС ДО.
Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей подготовительной группы представлений о культуре народов Среднего Поволжья.
Определить целевые ориентиры, возможные достижения воспитанников в результате реализации разработанного механизма.
Модель образовательного процесса в подготовительной группе по теме «Культура народов Среднего Поволжья» (в условиях перехода на ФГОС ДО)Целевой компонент
Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта
1.1 Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва):
1.2 Формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры.
1.3 Обогащать представления о материальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта
2.1Формирование у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей.
2.2 Формировать эмоционально положительное отношение к истокам другой культуры, к семейному укладу и праздникам.
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий
3.1 Формировать умение выполнять на практике общепринятые нормы и правила поведения, проявлять уважительное отношение к традициям и культуре других народов.
Совместная деятельность педагога и детей
Содержательный компонент
Познавательная деятельность
«Культура народов Среднего Поволжья»
Познавательная деятельность «Знакомство детей с праздником Навруз Байрам (праздник начала весны)»
«Акатуй – весенний праздник чувашей»
Народные подвижные игры
Технологический компонент
Развлечение «Масленица»
Концерт «Песни народов Поволжья»
Экскурсия в краеведческий музей «Культура и быт народов Среднего Поволжья»
Развлечение «Жаворонки»
Рассказ воспитателя: «Какие народы живут на Волге»
«Рассматривание флага и герба Чувашии, Мордовии, Татарстана»
«Прослушивание народных мелодий и гимнов»
Дидактические игры
Заучивание закличек, потешек, считалок.
Творческая деятельность (рисование)
(ручной труд)
Ознакомление с художественной литературой: знакомство с народными сказками.
Книгоиздательство
Самостоятельная деятельность детей
Актуальная среда
фотоальбом «Моя семья»;
сюжетные картинки по теме: «Ремёсла, занятия, быт, костюмы, посуда, музыкальные инструменты»;
куклы в народных костюмах;
рассматривание иллюстраций к народным сказкам
размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Путешествие по Волге»,
народные детские песни;
краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки;
тематический коллаж «Течет река Волга».
Сотрудничество с родителями
Сядем рядком, да поговорим ладком» (посиделки).
«Масленичная неделя» (развлечение).
Выставка совместного творчества детей и родителей.
Участие в сборе материала для краеведческого уголка.
Изготовление альбома «Игры наших мам».
«Чаепитие у самовара с сушками».
«Встреча с интересным человеком» (носителем культурных традиций).
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Воспитанники интересуются новым, неизвестным в окружающем мире.
Задают вопросы взрослым о народах, живущих в Поволжье, об их культуре, обычаях, традициях, праздниках, играх.
Проявляют эмоционально-положительное отношение к истокам национальной культуры, социальному опыту народов.
Эмоционально реагируют на музыкальные, фольклорные, литературные произведения народов Среднего Поволжья.
МЕТОДЫ
Наблюдения
Беседы
Рассматривание иллюстраций,слушанье произведений (музыкальных, литературных, игры детей
Кадровые условия
воспитатели подготовительных к школе групп,
музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре,
учитель-логопед.
Научно-методические условия
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Москва «Трофа» - 2010
перспективы
Участие детей в городских мероприятиях по народному творчеству
Создание проектов вместе с детьми и родителями
Участие в концертах
Участие в конкурсе «Пасхальная капель»
Выступления перед детьми младших групп
Создание альбома «Игры наших бабушек»
Создание макетов жилищ народов Среднего Поволжья