Татьяна Матвеева
«Построил Гном волшебный дом». Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Построил Гном волшебный дом.
Цели:Обобщить и расширить знания о частях дома, назначении комнат квартиры, об основных видах мебели (кухонная, спальная, гостиная, ее назначении, материале. Активизировать словарь по теме.
Познакомить детей с историей часов и их назначением (необходимостью определять время, и строением часов.
Развивать умение сравнивать предметы мебели между собой, выделяя их существенные признаки, используя в речи названия целого и частей, правильно выстраивая высказывание.
Публикация «„Построил Гном волшебный дом“, Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Развиватьлогическое мышление детей, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать умение бережного отношения ко времени.
Оборудование:предметные картинки (солнечные часы, часы-цветы, песочные часы, части суток утро, день, ночь, сюжетные картинки, фонарь, свечи, макет домика, мебель, разрезные картинки, часы – различные, палочки Кюизенера и листы.
Ход
I. Организационный момент (Дети стоят в кругу)
-Здравствуйте, ребята, (прижимают руки к груди, протягивают вперед)
Милые друзья!
Видеть вас сегодня очень рада я!
Я здороваюсь везде - (отводят в сторону одну руку, потом другую)
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю (ставят руки на пояс, машут кистями рук)
Я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое (скрещивают ладони с раздвинутыми прямымипальцами и поднимают вверх)
Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! (протягивают левую ладонь влево)
Здравствуй, день! (протягивают правую ладонь вправо)
Нам здороваться не лень (прижимают ладони к груди и протягивают их
вперед)
II. Основная часть
(Стук в дверь)
- Давайте посмотрим кто там?
К нам в гости пришел Гном.
-Здравствуйте ребята!
Здравствуй, Гномик, а что это у тебя такое?
- Я собираюсь пойти в гости к своим друзьям и сделал такой подарок.
Загадаю загадку, отгадайте ее:
- Это дом, правильно ребята.
(Беседа о доме)
-Давайте с вами вспомним, какие дома бывают (деревянные, кирпичные, а еще (панельные).
-Как вы понимаете эти названия? (Деревянные дома - это дома, построенные из дерева, кирпичные из кирпича, а панельные - из панельных блоков.)
-В каком доме живешь ты?
-Сколько этажей в твоем доме?
-Гномик, покажи нам свой дом. Ребята посмотрите, что есть в каждом доме, квартире?
-В каждом домекакие есть помещения? (прихожая, кухня, спальня, гостиная).
-Посмотрите ребята, в моем доме, есть прихожая, гостиная, спальня, кухня.
-Твой дом пустой, как будто там никто не живет.
-Ребята, подумайте, чего не хватает в доме у Гномика? (Мебели).
-Конечно,же мебели. Поможем Гному обставить дом. Когда въезжают в новый дом, мебель покупаем в магазине. А мы попробуем найти ее у нас в группе (собирают и расставляют игрушечную мебель в домике Гнома). Нужно найти предмет мебели и найти ему место в домике Гномика.
- Посмотрим, какая мебельгде стоит. Что стоит в прихожей? (Пуфик, шкаф для одежды, столик).
- Что унас в гостиной (Стенка, гарнитур, стол, стул, кресла, тумбочки, шкаф).
- Что стоит в кухне? (кухонный гарнитур, навесные шкафы, обеденный стол, стулья, табурет).
- В спальне? (спальный гарнитур, кровать, тумбочка, трюмо, шкаф для одежды).
- Какие вы молодцы! Как мне удобно в моем домике! Я тоже мебель приобрел! (часы)
- Ребята, разве этот предмет - мебель?
- Что это? Для чего они нужны?
- А зачем нужны часы людям? (чтобы все делать вовремя)
- А если бы в сейчас исчезли все часы, что случилось бы, как вы думаете?
(люди бы опаздывали на работу, дети в детский сад, не посмотрели бы мультики и др.)
-Правильно мы бы не знали, что и когда делать, чтобы все успеть. Раньше люди время определяли по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко садилось – люди ложились спать. Когда человек понял это, то придумал солнечные часы (показ картинки).Очень многие страны и народы пользовались солнечными часами.
- Позже люди поняли, что по солнцу можно еще точнее определять время. Утром и вечером тень от деревьев длиннее, чем днем. Утром с одной стороны, а вечером с другой.
- А когда люди спали дольше, летом или зимой? (зимой день короткий, а ночь длинная).
ДИ «День-ночь»
Давайте с вами определим зимой день какой -короткий. Какую полоску? Положим короткую полоску желтого цвета, а ночь длинная, полоску длинную черного цвета. Летом день длинный, а ночь короткая. Люди зимой спят дольше, чем летом.
Давайте вами проверим всегда ли можно определить время по солнечным часам?
Экспериментальная деятельность
- Как вы думаете,всегда удобны были такие часы? (нет) Что в них было неудобного? (не всегда есть солнце).
-Верно, такие часы сильно зависели от погоды. Если не было солнышка, то и часы не работали (опыт с фонарем).
Д. И. «Узнай по солнцу» Гномик, а в этом конверте что есть?
- Ребята постарайтесь определить время по положению солнца. Посмотрите внимательно на эти картинки. Если солнце низко за горизонтом то это-утро, солнце высоко это –день, на закате – ночь.
- определить время, установить последовательность (в сюжете);
- определить время, установить последовательность (без сюжета).
-После того как люди поняли что солнечные часы, неудобны, появились песочные часы (показ картинки).Они сохранилисьдо наших дней (показ современных песочных часов).
- Что в песочных часах удобно (они могут точно показать, сколько прошло времени: 1 минута, 5 минут, 1 час).
- А что неудобно (за ними всегда надо следить, чтобы вовремя переворачивать).
- У меня часы, которые рассчитаны на 1 минуту. Это много или мало? Сейчас мы это проверим.
Экспериментальная деятельность
Д. И. «Сделай мебель»
- Песочные часы помогут нам сделать подарок Гному, а чтобы вы знали, сколько времени у вас осталось, наш гость Гном будет следить за временем.
-А давайте ребята соберем мебель из палочек (палочки Кюизенера).
Игра «Молчанка»
- А давайте просто помолчим ровно одну минуту
- Какая минута «дольше»? (минута всегда длится одинаковое время)
Время нужно уметь определять, для того, чтобы везде успевать и не скучать, делать как можно больше дел. (Скучен день до вечера, если делать нечего).
- Значит, минута – это много или мало? (много) Правильно, время долго тянется, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро.
Физминутка
Тик – так, тик – так, все часы идут вот так (наклоны головы влево - вправо) Тик – так, тик – так, смотри скорей, который час? (наклоны туловища влево – вправо)
Тик – так, тик-так, тик-так, налево – раз, направо – раз (повороты туловища влево – вправо)
Мы тоже сможем так: тик-так, тик-так, тик-так (наклоны туловища вперед – назад)
- Ну как? Долго мы играли? (1 минуту)
- Дальше поговорим о самых необычныхчасах. Это цветы - часы.
Д. И. «Собери цветы - часы» (разрезные картинки)
Это «живые»часы, т. к. бутоны одних из них раскрываются утром, а днем закрываются, у других бутоны раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. По ним тоже можно определять время (показ картинки) Посмотрите, какие это цветы-часы у нас получились.
- Но и у всех этих часов были недостатки, их надо было заводить вовремя.
Современные часы - электронные, они работают на батарейках. Это самые удобные часы из всех созданныхчеловеком.
III. Итог
- Вспомните, какие часы были у Гнома в доме? Гномик давай мы тебе подарим современные часы на батарейках. досвидание гномик.
ребята а что вам понравилось делать? что вы запонили?
-Как называются часы, которые висят на стене? (настенные) - которые стоят на полу? (напольные) - которые стоят на столе? (настольные) - которые человек носит на руке? (наручные).