Папки-передвижки

Обучение рассказыванию по восприятию

Ирина Сомнина
Обучение рассказыванию по восприятию
▼ Скачать + Заказать документы

Программа воспитателя в детском саду ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь; помогать им находить нежные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий; качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

Публикация «Обучение рассказыванию по восприятию» размещена в разделах

В программе нет специального раздела об обучении рассказыванию в младших группах, т. к. с детьми этого возраста на занятиях можно проводить подготовительную работу.

Особое внимание на подготовительном этапе уделять формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать педагога и товарищей. Отвечая на вопросы, ребенок может описать предмет, игрушку и т. д.

В средней, старшей и подготовительной группах на занятиях используется различные предметы, игрушки и картинки. Дети начинают овладевать монологической речью.

В процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам относятся "рассказы по восприятию" и "по памяти".

По форме рассказы бывают описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. На занятиях воспитатель учит ребенка выделять существенные признаки, качества предметов и явлений, придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения. Чаще всего рассказы - описания составляются дошкольниками при опоре на восприятие, т. е, дети описывают то, что видят перед собой. Описательный рассказ может быть составлен на материале образов памяти -ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещей, игрушки, овощей и т. д.

Задача воспитателя - научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения и др.

Каковы основные требования к содержанию и методике проведения занятий различного вида?

Занятия на обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек проводятся во всех группах детского сада. Дети рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи свои восприятия - зрительные, слуховые, осязательные и др.

Для показа часто используют наборы. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их.

Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка рассмотреть ее детали, отметить цвет и т. д.

К рассказам, которые дети строят на материале непосредственных восприятий, относятся рассказы - описания растений и животных.

В младшей и средней группах ребята описывают предметы, опираясь на последовательно заданные вопросы. Наряду с вопросами широко используется речевой образец. Рассказ - образец должен быть содержательным, эмоционально выразительным.

Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек - один из самых любимых и интересных. Они проходят в эмоционально игровой форме, вызывая у ребят желание высказать свои впечатления. Дети рассказывают об игрушке и действиях с ней.

С младшими детьми проводят игры-занятия: "Наши музыкальные игрушки", "Кто гуляет на полянке", "Пустим в ручеек лодочки?"

В средней группе дети учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения. На пятом году жизни ребенок начинает употреблять сложные синтаксические конструкции из двух простых

предложений. Высказывания приобретают характер рассказа. В этом возрасте совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие. В средней группе рекомендуется проводить следующие игры-занятия: "Какие машины проезжают по дороге?", "Поможем куклам собраться на прогулку", "А что в коробке?" и т. д.

Под влиянием обучения у детей 5-6 лет совершенствуется умение наблюдать, объединять предметы по группам признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Восприятие дошкольников приобретает целенаправленный характер. Для упражнении в описании можно использовать комплекты шерстяных вязаных вещей, наборы детской чайной и столовой посуды, предметы, необходимые для детского труда.

В старшей группе проводят игры-занятия: "По описанию чайной посуды", "Встреча с новой куклой", "Гараж", "Описание овощей" и т. д.

В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах-описаниях. У ребенка в возрасте 6-7 лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Его внимание начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений. В играх-упражнениях выполняют более сложные задания - составляют? сложные предложения с опорой на наглядный материал и на указания педагога. Проводятся игры-занятия "Светофор", "Наоборот", "На остановке", "О чем хочется послушать рассказ?" (описание мебели).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Расскажи сказку» (для детей 3–7 лет)Дидактическая игра «Расскажи сказку» (для детей 3–7 лет) Цель - развивать связную речь, воображение. Задачи: 1. формировать умение рассказывать сказку с опорой на предметы-заместители, 2. развивать.

Режиссёрская игра по развитию связной речи в младшей группеРежиссёрская игра по развитию связной речи в младшей группе Цель: Развитие связной речи в режиссерской игре Задачи: Учить детей умению связно и последовательно пересказывать литературные произведения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение рассказыванию по восприятию
Опубликовано: 6 декабря 2014 в 14:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение рассказыванию по восприятию» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сомнина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД