Ирина Сомнина
Обучение рассказыванию по восприятию
▼ Скачать
Программа воспитателя в детском саду ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь; помогать им находить нежные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий; качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.
Публикация «Обучение рассказыванию по восприятию» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В программе нет специального раздела об обучении рассказыванию в младших группах, т. к. с детьми этого возраста на занятиях можно проводить подготовительную работу.
Особое внимание на подготовительном этапе уделять формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать педагога и товарищей. Отвечая на вопросы, ребенок может описать предмет, игрушку и т. д.
В средней, старшей и подготовительной группах на занятиях используется различные предметы, игрушки и картинки. Дети начинают овладевать монологической речью.
В процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам относятся "рассказы по восприятию" и "по памяти".
По форме рассказы бывают описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. На занятиях воспитатель учит ребенка выделять существенные признаки, качества предметов и явлений, придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения. Чаще всего рассказы - описания составляются дошкольниками при опоре на восприятие, т. е, дети описывают то, что видят перед собой. Описательный рассказ может быть составлен на материале образов памяти -ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещей, игрушки, овощей и т. д.
Задача воспитателя - научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.
На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения и др.
Каковы основные требования к содержанию и методике проведения занятий различного вида?
Занятия на обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек проводятся во всех группах детского сада. Дети рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи свои восприятия - зрительные, слуховые, осязательные и др.
Для показа часто используют наборы. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их.
Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка рассмотреть ее детали, отметить цвет и т. д.
К рассказам, которые дети строят на материале непосредственных восприятий, относятся рассказы - описания растений и животных.
В младшей и средней группах ребята описывают предметы, опираясь на последовательно заданные вопросы. Наряду с вопросами широко используется речевой образец. Рассказ - образец должен быть содержательным, эмоционально выразительным.
Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек - один из самых любимых и интересных. Они проходят в эмоционально игровой форме, вызывая у ребят желание высказать свои впечатления. Дети рассказывают об игрушке и действиях с ней.
С младшими детьми проводят игры-занятия: "Наши музыкальные игрушки", "Кто гуляет на полянке", "Пустим в ручеек лодочки?"
В средней группе дети учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения. На пятом году жизни ребенок начинает употреблять сложные синтаксические конструкции из двух простых
предложений. Высказывания приобретают характер рассказа. В этом возрасте совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие. В средней группе рекомендуется проводить следующие игры-занятия: "Какие машины проезжают по дороге?", "Поможем куклам собраться на прогулку", "А что в коробке?" и т. д.
Под влиянием обучения у детей 5-6 лет совершенствуется умение наблюдать, объединять предметы по группам признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Восприятие дошкольников приобретает целенаправленный характер. Для упражнении в описании можно использовать комплекты шерстяных вязаных вещей, наборы детской чайной и столовой посуды, предметы, необходимые для детского труда.
В старшей группе проводят игры-занятия: "По описанию чайной посуды", "Встреча с новой куклой", "Гараж", "Описание овощей" и т. д.
В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах-описаниях. У ребенка в возрасте 6-7 лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Его внимание начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений. В играх-упражнениях выполняют более сложные задания - составляют? сложные предложения с опорой на наглядный материал и на указания педагога. Проводятся игры-занятия "Светофор", "Наоборот", "На остановке", "О чем хочется послушать рассказ?" (описание мебели).