Ольга Рогачёва
Цели и задачи совместной работы педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…»
Цели и задачи совместной работы педагогов и родителей
Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. По сути это постоянная работа с родителями.
Публикация «Цели и задачи совместной работы педагогов и родителей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Эта работа с родителями будет эффективной, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, гигиенических и оздоровительных процедур. Следовательно, родители и педагоги должны стать партнерами-единомышленниками.
Чтобы достичь этой цели, сотрудники детского учреждения должны создать необходимые условия.
Во-первых, детское образовательное учреждение должно быть полностью открыто для семьи и с точки зрения информации, и с точки зрения непосредственного участия семьи в образовательном процессе. Родители должны быть осведомлены о предоставляемых в детском учреждении образовательных услугах, условиях пребывания ребенка в саду, особенностях реализуемых программ воспитания.
Во-вторых, сотрудники детского учреждения, в свою очередь, должны иметь представление о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье, его индивидуальных особенностях и создавать возможности для получения такой информации.
В-третьих, педагоги должны вести специальную работу с родителями, направленную на формирование партнерских отношений, на привлечение семьи к сотрудничеству. Для этого необходимо:
установление доверительных отношений между педагогами и членами семьи;
налаживание обратной связи между педагогами и родителями;
популяризация современных представлений о развитии ребенка и методах воспитания;
внедрение и развитие разнообразных организационных форм сотрудничества детского учреждения и семьи (родительские собрания, семейные клубы, кружки, совместные праздники, тренинги и пр.).
Цель совместной работы педагогов и родителей– обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.
Актуальность:
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.
Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.
С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Я предлагаю следующую форму работы с родителями – это многофункциональное пособие «Самый – самый…».
Цель:
Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества педагогов и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и на проблемную.
Основные задачи :
Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки. Медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
Варианты использования пособия «Самый – самый» :
«Мой ребенок самый – самый…» Мини сочинение на тему пишет каждый из родителей (могут присоединиться и другие родные) и анкетирование.
Цель психолога: изучение спектра повседневных и воспитательных проблем, сбор информации о воспитательной позиции родителей, о запросах родителей.
Цель логопеда : выявить степень готовности родителей к сотрудничеству, определить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, а также изучить детско-родительские отношения и внутрисемейный климат.
Цель воспитателя: Анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
«Моя мама самая – самая…» Составление рассказов детей о маме.
Цель психолога: определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребенка. Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Цель логопеда : Определить роль всех членов семьи в воспитании ребенка
Цель воспитателя: Анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
«Мой папа самый – самый…» Составление рассказов детей о папе.
Цель психолога: определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребенка. Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Цель логопеда : Определить роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
Цель воспитателя: Анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
«Моя семья самая – самая…» Составление рассказов детей о семье.
Цель психолога: определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребенка. Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Цель логопеда : Определить роль всех членов семьи в воспитании ребенка и тип семейного воспитания. Оценить позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.
Цель воспитателя: Анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год. Определить степень согласованности требований к ребенку по поводу воспитания в семье. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
«Никто не знает, что я…» Родители пишут о своих увлечениях, интересах, какую помощь они могут оказать детскому саду (увлечение изучения мира животных и растений, флористика, живопись, увлечение поэзией и спортом, шитьем, вязанием и др.)
Цель педагогов : способствовать установлению доверительных отношений между родителями, педагогами. Узнать больше об увлечениях, возможностях семьи.
«Самые известные люди семьи». Родители делятся о самых для них известных и знаменитых людях их семьи.
«Семейные традиции». Родители описывают или рассказывают о их семейных традициях.
«Семейная книга рекордов». Родители делятся успехами семьи, рекордами и достижениями в разных областях деятельности.
«Самый долгожитель семьи» (игрушка, книга, статуэтка, посуда и др.)
Цель: вызвать гордость за свою семью, достижения.
Можно оформить выставку «долгожителей» в группе, каждый из родителей сможет рассказать о том или ином предмете.
«Почта». Перед собранием педагог пишет для каждого родителя «письмо» : пожелание по воспитанию, рекомендацию, благодарность, добрый совет. Родитель по желанию может ответить, высказать свои пожелания, просьбы. Предложить родителям написать письмо. Такие рубрики позволяют сделать родительские собрания необычными, повысит рейтинг родительских собраний. Содержательное, нестандартное по форме родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку.
«Моя самая любимая игрушка…» Составление рассказов детей об их любимой игрушке.
Цель логопеда : Провести обследование речевого развития детей в начале учебного года. Определить результативность работы по речевому развитию детей за предыдущий год, т. е. динамики речевого развития за год. Закрепление знаний по лексической теме «Игрушки».
«Мой друг самый – самый…» Составление рассказов детей о друге.
Цель психолога: диагностика взаимоотношений детей друг с другом. Организовать прямую работу по обучению способам правильного общения и реагирования.
Цель логопеда : Развивать связную монологическую речь детей, умение излагать свои мысли по теме.
Цель воспитателя: сделать выводы о реальном положении ребенка среди сверстников, выделить наиболее благополучных и наиболее неблагополучных детей, наметить характеристики каждого ребенка, выявить случаи неудачно или неполно сложившихся взаимоотношений для любого ребенка. Продумать план работы по изменению заниженной самооценки детей.
«Мой самый желанный подарок» (на Новый год, на День рождения)
Цель педагогов : помочь родителям в выборе подарков своим детям. Проконсультировать родителей о пользе развивающих игр и игрушек.
Список вариантов использования многофункционального пособия «Самый – самый» можно продолжать и продолжать – это: «Моё самое любимое животное», «Моя самая любимая игра», «Моё самое любимое занятие», «Моя улица самая…», «Самое любимое блюдо моего ребенка»,
«Самое ласковое слово мамы, папы, бабушки, дедушки».
Вывод: Считаю, что созданную и реализуемую систему работы с родителями можно считать эффективной, т. к. довольно успешно проходит взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка.