Папки-передвижки

Мнемотехника на уроках в начальной школе

Дарья Кукаркина
Мнемотехника на уроках в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью мнемотехники в условиях реализации ФГОС.

Одной из основных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является всестороннее развитие учащихся. Проблема формирования связной речи у детей становится все более актуальной. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно, чтобы школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы.

Публикация «Мнемотехника на уроках в начальной школе» размещена в разделах

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора школьников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. В младшем школьном возрасте весьма существенным приобретением речевого развития ребёнка является овладение письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребёнка. На этот период приходится активное обучение чтению (т. е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребёнок учится по-новому - связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определё нных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

Работать учителем начальных классов я пришла из детского сада. В 2017-2018 учебном году взяла 1 класс. Еще работая воспитателем, я заметила, что в речи детей существуют множество проблем и, придя в школу, я обнаружила, что, не смотря на рекомендации, данные в детском саду родителям, проблемы с речью у детей не решены. В моем классе из 30 учащихся 2 заикались, 4 очень плохо говорили. Это все видимые речевые недостатки. Возникла необходимость выявить особенности устной и письменной речи детей, характер речевых нарушений.

Сопоставление характера недостатков произношения с уровнем развития фонематических процессов, лексического запаса, грамматического строя позволяет уточнить роль дефектов произношения в общей картине нарушения устной речи. Когда недостатки произношения проявляются преимущественно в виде смешения и замены различных звуков, то это является показателем недоразвития фонематических процессов. У таких детей замедленно и с определенными проблемами формируются спонтанные предпосылки к анализу и синтезу звукового состава слова, что серьезно затрудняет обучение грамоте, а затем и родному языку в целом.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют пересказывать текст, писать изложения и сочинения.

Стало необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. На уроках и на внеурочных занятиях начала использовать приемы мнемотехники.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. У детей младшего школьного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Еще Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Приемы мнемотехники помогают развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, развивает познавательный интерес. Разучивание стихов способствует развитию связной речи, её выразительности. У детей обогащается активный и пассивный словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ.

Также широко использую приемы мнемотехники на уроках литературного чтения при обучении составлению пересказов. На уроках вместе с детьми составляем мнемотаблицу по содержанию текста. Она помогает детям запомнить и воспроизвести заданный рассказ, не «потерять» значимые его части.

Используя в своей работе приемы мнемотехники, я вижу, что удаё тся достичь следующих результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование мнемотаблиц даёт положительный результат.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Дидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школеДидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе Одна из задач изобразительной деятельности в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями коррекция и развитие мелкой моторики.

Фотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдатаФотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдата Сегодня, 3 декабря, в нашей стране прошли торжественные митинги, посвященные Дню неизвестного солдата. Эта дата была установлена по указу.

Фототчёт о работе ГПД в начальной школеФототчёт о работе ГПД в начальной школе Требования к календарно- тематическому плану работы воспитателя ГПД. •Анализ работы ГПД за прошедший год. •Краткая характеристика группы.

Игры на переменах в начальной школе Перемена ждёт - нас играть зовёт!После урока детям обязательно надо отдохнуть и подвигаться. Как интересно провести это время? Конечно,.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Новогодняя ёлка в начальной школеНовогодняя ёлка в начальной школе Новый Год - самый любимый праздник большинства детей и взрослых, который с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника на уроках в начальной школе
Опубликовано: 5 ноября 2022 в 09:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника на уроках в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Кукаркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД