Ольга Гончаренко
Минутки здоровой речи для заботливых родителей и заинтересованных педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Минутки здоровой речи
для заботливых родителей и заинтересованных педагогов
Упражнения для проведения
логопедических пятиминуток
Уважаемые родители и педагоги!
Что представляет из себя логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. Такие пятиминутки можно проводить на любых занятиях в ДОУ.
Публикация «Минутки здоровой речи для заботливых родителей и заинтересованных педагогов» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Известно, что развитие интеллекта и речи ребнка неразрывно связаны. Интеллектуальная неполноценность тормозит речевое развитие детей. Речь ребнка с интеллектуальным недоразвитием страдает, как система, т. к. нарушены все е компоненты. Поэтому комплексы логопедических пятиминуток должны включать разнообразные виды логопедических упражнений, что будет способствовать коррекции речевой системы.
В логоминутку могут входить упражнения и игры для коррекции:
фонетико - фонематических нарушений, нарушений просодики, нарушений лексико - грамматического компонента русского языка, расстройств общей и мелкой моторики, расстройств артикуляционной моторики, несформированности связной речи.
Структура логопедической пятиминутки
1. Психологический настрой на проведение пятиминутки.
2. Формирование мотивации исправления речевых недостатков.
3. Объявление темы логопедической минутки в виде правила правильной
красивой речи.
4. Выполнение упражнений, направленных на формирование правильной
красивой речи.
5. Произнесение детьми небольшого текста с учтом выполнения правила
красивой правильной речи (кроме комплексов на мышечное расслабление)
.
Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия
«Кулак – ребро - ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяющих друг друга: (сильно стучать по столу нельзя, хотя многие дети делают это упражнение именно так)
ладонь на плоскости;
сжатая в кулак ладонь;
ладонь ребром на плоскости стола;
снова распрямленная ладонь на плоскости стола.
Ребенок выполняет упражнение сначала вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8 -10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем –левой, затем – двумя руками вместе.
Упражнение для
нормализации мышечного тонуса и обучение
релаксации.
«Огонь и лед»
Попеременное напряжение и расслабление всего тела.
«Огонь!»
–
дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. Лед!» –дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.
Упражнение на
развитие голоса
«Певец»
Петь гласные звуки с опорой на их символы. Четко артикулировать губами.
А О
У И
Ы
Э
Упражнения «Оздоровительные секреты звуков»
- Звуки [А] и [О], [А] и [У] плавно пропеваются. Звуки дают настрой на работу, их хорошо пропевать совместно перед занятиями.
- звук [У] хорошо пропевать в перерывах между различными видами деятельности: «ветер подул, подул и сдул в окошко всю усталость»
- букву Ю [сочетание звуков ЙУ]- благотворительно действует на почки, мочевой пузырь, снижает болевые спазмы. Этот звук не пропевается, а произносится с акцентом, и последующим ударением.
- букву Е [сочетание звуков ЙЭ]- прекрасный чистильщик организма от различных негативных эмоций, снимает усталость. Звук сглаживает стрессовое состояние, способствует психической саморегуляции.
- букву Я [ЙА] - даёт обезболивающий, самоутверждающий эффект.
- звук [Н] -усиленно пропевается- активизирует творческие способности.
- звук [В] – исправляет неполадки в нервной системе и в спинном мозге.
- сочетание звуков М-ПОМ ритмично повторяется. Благотворно действует на сердце, снижает кровяное давление, оказывает положительный эффект при склерозе сосудов головного мозга.
- звуки ХА, ХО пропеваются, чередуясь. Они прочищают верхние дыхательные пути, насыщают кислородом внутренние органы, усиливают перистальтику кишечника.
- звук [Э] .О нём труднее сказать что-то столь же определённое. Зато, как полагает народная медицина, он снимает порчу и сглаз.
Упражнения для развития длительного ротового выдоха
«Лети, бабочка!»
Перед началом занятия к каждой бабочке
привяжите нитку длиной 20 –40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли
они летать.
Педагог дует на бабочек.
– Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая
бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы
ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе,
не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Упражнение для развития слухового восприятия
«Слушарик»
Предложите детям внимательно слушать слова и хлопнуть в ладоши, как
только прозвучит другое слово.
Например:
сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон.
коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса.
сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.
голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос.
граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб.
коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок.
челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка.
Упражнение для развития фонематического слуха
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и
тот же звук: шуба, кошка, мышь -
и спрашивает у ребенка, какой звук есть во
всех этих словах.
Рыба мотор помидор гора
Упражнения "Веселые ритмические минутки"
Многие логопеды используют в своей работе речь с движением, совместить речь и движение детям достаточно сложно. Я заметила, что если использовать речь с движением совместно с музыкой - наблюдается положительная картина. Дети мгновенно запоминают стихотворение, движение и мелодию.
Еду на машине я и со мной моя семья:
Мама, папа, брат и я.
Как вам песенка моя?
Еду на автобусе, нет у нас троллейбуса,
Но зато везде такси может быстро довезти -
хочешь в гости, хочешь в парк,
хочешь к нам на А - э - ро - дром?
Очень быстро до - ве - зем!
(авторское стихотворение О, Яворской (Гончаренко)