Динара Авилкиримова
Мини-музей в детском саду «Такие разные куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад №221»
Мини-музей «ТАКИЕ РАЗНЫЕ КУКЛЫ»
Актуальность:
Почему мы создали мини-музей.
В Краснодаре много различных музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Для начала мы решили создать собственный мини-музей в группе.
Публикация «Мини-музей в детском саду „Такие разные куклы“» размещена в разделах
Профиль музея: познавательный.
Цель:
познакомить детей с историей создания кукол; культурой и традициями
народов России и мира; учить создавать куклы своими руками в соответствии
с народными традициями.
Задачи:
• Вызвать интерес у родителей и дошкольников к музеям, художественно-эстетическим, историческим выставкам.
• Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
• Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
• Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
• Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;
• Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
• Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
• Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
• Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;
• Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков. Расширение кругозора ребенка, развитие эстетического вкуса – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Важная особенность мини-музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Главное в музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.
Оформление мини-музея:
• Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полке в групповой комнате. Это куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья, фарфоровые куклы, современные куклы. Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями, воспитателями. Кроме того некоторые экспонаты созданы совместными усилиями детей, воспитателей и родителей. Также представлена детская литература, журналы, подборки картинок, «Пазлы».
•
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
1 Подготовительный этап. Родительское собрание Январь 2014
Определение темы и названия музея.
Выбор места для размещения.
2 Практический этап. Сбор экспонатов.
Оформление выставки.
Индивидуальная работа с детьми. Февраль -март 2014
Создания мини-музея «Такие разные куклы».
3 Подведение итогов Выставка экспонатов мини-музея
льбом «Такие
азные куклы».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, игрушки из разных материалов могут использоваться для классификаций. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
«Сами своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи, рассказы, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- подбор коллекций детских мультфильмов, художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;
- пополнение альбома и каталога музея;
- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;
- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. К нам приходят ребята из других групп и с интересом рассматривают наши экспонаты.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.
Список литературы:
1. Нургалиева М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.
2. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В. Зуева [и др. ]. –2008.
3. Загороднова Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // Музейная педагогика. Вып. IV. –2005. – С. 120-122
4.http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/putevoditel-po-mini-muzeyam-dou
5.http://dou1468.ru/mini-muzei.html