Светлана Майраслова
Мини-музей «Мир кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация работы
Пояснительная записка
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Публикация «Мини-музей „Мир кукол“» размещена в разделах
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
• музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для развития познавательных процессов детей, развития всех компонентов речи, а также художественных, изобразительных, игровых навыков.
Цель: Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Задачи
• Позволяет сформировать представление детей о кукле.
• Способствует ознакомлению детей с историей возникновения кукол, с разновидностью материалов, из которых изготовлены куклы.
• Позволяет организовать коррекционно-развивающий процесс в нетрадиционной форме;
• Способствует развитию всех компонентов речи детей.
• Создаёт эмоционально-положительного фон занятий, повышают интерес ребенка к обучению.
• Позволяют внедрить деятельностный подход в коррекционный процесс.
• Привлекает детей к самостоятельной деятельности.
• Развивает умение устанавливать причинно-следственные связи.
• Активизирует совместную деятельность родителей и детей.
• Способствует обогащению предметно-развивающей среды ДОУ.
• Способствует формированию у дошкольников представления о музее.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия педагога с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Список используемой литературы:
1. «Вместе с куклой я расту. Познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет» О. Р. Меремьянина. Волгоград, 2013 г.
2. «Мини-музей в детском саду» Н. Рыжкова, Москва, 2008 г.
3. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети», М. А. Захарова, Е. В. Костина, Москва, 2010
Паспорт мини-музея.
Наименование мини-музея : «Мир кукол»
Профиль мини-музея : познавательный
Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе «Непоседы»
Разделы мини-музея :
«Мягкие куклы», «Резиновые куклы», «Пластмассовые куклы», «Бумажные куклы», «Платковые куклы», «Куклы из коллекции киндер сюрприз», «Фарфоровые куклы», «Куклы марионетки», «Куклы Бибабо», «Куклы закрутки», «Ростовая кукла», «Куклы разных национальностей», «Куклы разных профессий», «Куклы- Времена года», «Куклы Барби», «Куклы Disney».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о игрушках, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Оформление мини-музея (характеристика помещения, адресность)
Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Коллекции кукол (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция кукол из различных материалов (пластмассовой, мягкой, фарфоровые) располагаются на верхней полке. На средней полке представлена детская литература, подборки картинок о кукле, «История кукол».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, игрушки из разных материалов могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций игрушек. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Экспонаты мини-музея
№ Название экспоната Дата поступления Постоянное/
временное хранение
1 Кукла -учитель 20.10.2020 постоянное
2 Кукла- доктор 20.10.2020 постоянное
3 Кукла- пожарный 20.10.2020 постоянное
4 Кукла-полицейский 20.10.2020 постоянное
5 Кукла -негритёнок 20.10.2020 постоянное
6 Кукла в русском национальном костюме 20.10.2020 постоянное
7 Кукла в татарском национальном костюме 20.10.2020 постоянное
8 Кукла в казахском национальном костюме 20.10.2020 постоянное
9 Кукла в украинском национальном костюме 20.10.2020 постоянное
10 Кукла в башкирском национальном костюме 20.10.2020 постоянное
11 Кукла Алладин 21.10.2020 временное
12 Кукла Жасмин 21.10.2020 временное
13 Кукла Динь Динь 21.10.2020 временное
14 Кукла Золушка 21.10.2020 временное
15 Кукла Бель 21.10.2020 временное
16 Кукла- перевертыш 20.10.2020 постоянное
17 Кукла- Масленница 20.10.2020 постоянное
18 Платочная кукла Баба Яга 20.10.2020 постоянное
19 Кукла –марионетка Арлекин 20.10.2020 постоянное
20 Кукла –марионетка Буратино 20.10.2020 постоянное
21 Кукла –марионетка Клоун 20.10.2020 временное
22 Кукла Красная шапочка 20.10.2020 временное
23 Кукла- медсестра времен ВОВ 20.10.2020 постоянное
24 Ростовая кукла Маша 22.10.2020 постоянное
25 Кукла бибабо Царевич 20.10.2020 постоянное
26 Кукла бибабо Царевна 20.10.2020 постоянное
27 Кукла- жених 20.10.2020 постоянное
28 Кукла- невеста 20.10.2020 постоянное
29 Фарфоровая кукла индианка 23.10.2020 временное
30 Фарфоровая кукла барышня 23.10.2020 временное
31 Бумажные куклы 22.10.2020 временное
32 Куклы из коллекции киндер сюрприз 23.10.2020 временное
Формы работы:
• поисковая;
• экспозиционная;
• познавательная.
План создания и работы музея
План работы по созданию музея
№ Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1. Подготовительный этап Беседы с родителями 01.10.2020г. 1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
2. Практический этап Сбор и изготовление экспонатов.
Оформление выставки.
Индивидуальная работа с детьми. 20.10.2020г.
Создание мини-музея
3. Подведение итогов Выставка экспонатов мини-музея
25.10-20.11 2020г.
Положительная оценка мини - музея
Руководитель музея проводит следующую работу:
• Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
• Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
• Обеспечивает сохранность музейных предметов;
• Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов;
• Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
Тематический план работы в мини-музее
Содержание Участники
Знакомство с названием музея, экспонатами музея.
Знакомство детей с понятиями: «музей», «экспонаты», «экскурсовод».
Знакомство с правилами поведения в музее.
Беседа: «Создание музея и его назначение».
Дифференциация предметов музея по общему признаку. Дети, педагог
Знакомство детей с разными видами кукол, материалом для изготовления кукол. Дети, педагог
Знакомство детей с историей возникновения кукол, с традициями своего народа. Дети, педагог
Знакомство детей с материалом: фарфор. Формирование бережного отношения к фарфоровой игрушке. Дети, педагог
«Знакомство с театральной куклой» (ростовые куклы, куклы бибабо, марионетки)
Формирование умения управлять театральной куклой.
Формирование умения сопровождать движения речью.
Воспитание бережного отношения к кукле. Дети, педагог
Чтение и разучивание стихотворений о куклах. Развитие воображения, чувства ритма, чувства прекрасного. Воспитание эстетического чувства. Дети, педагог
Слушание музыкальных композиций П. И. Чайковского «Новая кукла», А. Рыбникова «Шарманка».
Формирование умения оценивать музыку по характеру (грустная, веселая). Дети, педагог
Отгадывание и придумывание загадок про кукол. Формирование умения анализировать текст загадки, выявлять признаки заданного объекта. Дети, педагог
Чтение художественных произведений: А. Тер Акопян «Соломенная Золотистая», О. Высотская «Кукла», отрывок произведения А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Беседа по содержанию произведений. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, находить главное, отвечать на заданные вопросы. Дети, педагог
Перспектива развития мини-музея
• Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о игрушках.
• Проведение экскурсий для других групп детского сада.
• Написание книжек-малышек или большой книги о своих игрушках.
• С использованием экспонатов мини-музея организация и показ кукольных спектаклей.