Елена Соловьева
Методы и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
В качестве эффективных методов для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе отмечаются такие методы, как:
1. Наглядный метод (рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр мультфильмов, кинофильмов). Этот метод наиболее эффективен в работе с дошкольниками, поскольку он соответствует их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные экологические представления очень ярко, эмоционально.
Публикация «Методы и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
2. Практический метод (моделирование, игры, простые опыты). С помощью практических методов дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируют свои знания и переводят их в практическую сферу деятельности.
3. Словесный метод (беседы, чтение книг, заучивание стихов, импровизированные и подготовленные рассказы). Основная функция словесных методов заключается в расширении знаний о природе и формировании положительного отношения к ней.
Необходимо отметить, что экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста должно включать в себя все эти методы, в грамотном их сочетании.
В качестве эффективных средств для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе отмечаются такие средства, как реальные и виртуальные экскурсии, экологические дидактические игры, художественная литература. Рассмотрим их подробнее.
В ходе экскурсий дети знакомятся с явлениями природы и экологическими проблемами как в естественных природных условиях, так и в ходе организации виртуальных экскурсий. Преимущества реальной экскурсии в природу – живой опыт взаимодействия детей с объектами природы, пребывание на свежем воздухе, возможности для двигательной активности. На экскурсиях происходит знакомство детей с растениями, животными, условиями их обитания, что помогает формировать экологические представления о взаимосвязях в природе. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе у детей.
Виртуальная экскурсия представляет собой организационную форму образовательной деятельности, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. В качестве преимуществ перед реальной экскурсией можно отметить такие характеристики виртуальной экскурсии как доступность, возможность повторения просмотра, наличие наглядности, интерактивные задания.
С помощью виртуальной экскурсии дети получают визуальные сведения о тех местах, которые недоступны для реального посещения (к примеру, путешествуют таким образом по разным странам и континентам). Достоинство виртуальной экскурсии также в том, что педагог сам выбирает необходимый материал, составляет маршрут, изменяя содержание в соответствии с поставленными целями экологического занятия.
Важная роль в формировании экологических представлений у дошкольников во время виртуальных экскурсий принадлежит поисковому методу. У детей есть не только возможность знакомиться с материалами экспозиций, но и заняться активным поиском информации, ставя перед собой проблемные вопросы перед экскурсией, выполняя определенные творческие задания.
Большой плюс в том, что использование виртуальных экскурсий формирует у детей познавательную потребность, они с интересом ищут информацию о существующих в природе взаимосвязях с помощью доступных средств, повышая мотивацию к познанию, формируя активную личностную позицию в окружающем мире.
Во время проведения виртуальной экскурсии взаимодействие педагога и детей характеризуется преобладанием инициативы и активности самих дошкольников, педагог только создает условия для организации работы, побуждая детей к самостоятельному поиску, исследованию [13].
На экологических занятиях с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие виды виртуальных экскурсий:
1. Мультимедийная презентация с помощью программы Power Point на различные темы, касающиеся экологии и окружающего мира.
2. Видеоэкскурсия (просмотр видеосюжетов, мультфильмов на экологические темы).
Тематика виртуальных экскурсий создается с опорой на возрастные особенности дошкольников, интересы детей, календарно-тематическое планирование.
С. Н. Николаева описывает следующие этапы организации и проведения виртуальной экскурсии с детьми:
1. Сначала выбирается тема, определяются цели и задач экскурсии. Затем педагог осуществляет подбор литературы, на ее основе подробно изучает экскурсионные объекты, составляет маршрут экскурсии с помощью видеоряда, определяет технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливает текст для комментирования экскурсии.
2. Следующая задача педагога – погрузить дошкольников в сюжет организованной деятельности, создавая мотивацию через проблемные игровые ситуации в сфере экологических знаний.
3. Педагог проводит просмотр видеоэкскурсии с обсуждением [25].
4. При необходимости какой-то фрагмент виртуальной экскурсии можно просмотреть повторно и обсудить с детьми.
5. После проведения виртуальной экскурсии педагог организует обсуждение, в ходе которого вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, дети делятся впечатлениями. Важно, чтобы информация, используемая для проведения виртуальной экскурсии, удовлетворяла познавательные интересы дошкольников и способствовала использованию освоенного ими материала в практической деятельности [25].
В качестве некоторых недостатков виртуальной экскурсии, по сравнению с реальной экскурсией, можно отметить отсутствие живого непосредственного опыта взаимодействия детей с природой, экологическими объектами. С другой стороны, в виртуальной экскурсии акцент ставится в большей степени на обогащение новыми знаниями, экологическими представлениями и активизацию познавательной активности дошкольников.
Еще одним эффективным средством формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста являются дидактические экологические игры. Дидактическая игра представляет собой одновременно и игровой метод, и форму обучения детей, и познавательную деятельность, и средство всестороннего развития [29]. Обучающая задача, поставленная в дидактической игре, имеет для ребенка явные преимущества. В ситуации игры ребенку становится более ясной необходимость получения новых знаний. Увлекаясь замыслом игры, ребенок не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно присутствуют затруднения, требующие перестройки его представлений и способов действия.
Экологические дидактические игры состоят из игрового замысла, игрового материала и правил (общения и конкретных действий). Все эти компоненты определяются целью игры – тем, на что данная игра направлена.
Замысел экологических игр должен учитывать индивидуальные потребности и склонности дошкольников, а также особенности их возраста. И, наконец, важнейшей особенностью экологической дидактической игры является свод игровых правил, доводящих до сознания детей замысел игры, игровые действия и обучающую задачу. Поскольку дидактическая экологическая игра является для детей интересной, они охотно и добровольно включаются в нее и соответственно получают новый опыт, который становится их личным достоянием. В будущем дети переносят усвоенный опыт в свою жизнь, формируя экологические представления в своем сознании.
Дидактический материал занимает центральное место, он помогает реализовать принцип наглядности и является средством формирования экологических представлений у дошкольников.
Дидактический наглядный материал бывает двух видов:
1. Демонстрационный (крупный) – для показа детям.
2. Раздаточный (мелкий) – им пользуется каждый ребенок, выполняя одновременно со всеми задание педагога.
Материалы отличаются по назначению: первый служит для объяснения и показа определенных экологических понятий все детям, второй дает возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые экологические представления.
Развитие интереса к экологическим дидактическим играм достигается тем, что педагог, ставя перед детьми постепенно усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать необходимые действия. Но при этом руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
Таким образом, в дидактической игре дошкольники получают необходимые знания, расширяющие их экологический кругозор, что позволяет им исследовать и ценить окружающий мир.