Валентина Гордобина
Методика проведения тематических экскурсий в старшей и подготовительной к школе группах
▼ Скачать + Заказать документы
Методика организации тематических экскурсий.
В современном воспитании очень актуален вопрос ранней социализации ребенка. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов:
оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как
добрые или злые, как красивые или безобразные.
Главное – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку
накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире.
Публикация «Методика проведения тематических экскурсий в старшей и подготовительной к школе группах» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Труд – тоже социальное явление. В дошкольном воспитании формированию у детей знаний о труде людей, пониманию роли труда в жизни человека придается огромное значение. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» ставится задача постепенного развития у детей
(с учетом возрастных особенностей) интереса к труду, желания трудиться,
навыков трудовой деятельности, воспитания трудолюбия.
Эта задача решается двумя путями:
- ознакомление детей с трудом взрослых (профессии)
- участие детей в посильной трудовой деятельности.
Формы работы по ознакомлению с трудом взрослых разнообразны:
- беседы
- чтение художественной литературы
- рассматривание иллюстраций, картин
- самостоятельная деятельность детей
- использование технических средств обучения - участие в традиционных акциях и выставках детского сада
-экскурсии.
Одной из самых эффективных форм работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых является экскурсия.
Для детей экскурсия – это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.
Особое значение экскурсий в воспитании и обучении детей отмечали
Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский. Они полагали, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения. Актуально до сих пор изречение Конфуция: «Я слышу – и забываю, я вижу – и вспоминаю».
По данным статистики 70% информации усваивается визуальным каналом восприятия. Во время экскурсии идет восприятие информации сразу по трем каналам: визуальный («смотри», аудильный («слушай», кинетический (тактильный). Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение.
Наблюдения дополняются рассказом и пояснением воспитателя.
В ходе проведения экскурсий педагогическая работа направлена на реализацию трех функций: образовательной, развивающей, воспитательной.
Задачи, которые реализуются во время проведения экскурсий :
- удовлетворение познавательных потребностей детей;
- развитие способности к анализу, синтезу, самоконтролю;
- развитие пространственной ориентации;
- совершенствуются двигательные навыки;
- развиваются навыки коммуникативного общения;
- осваиваются основы безопасности;
- развивается связная речь;
- воспитывается любовь к труженикам и уважение к результатам труда;
- воспитывается уважительное отношение к природе.
При разработке планов экскурсий необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех участников воспитательно- образовательного процесса;
- принцип учета региональных условий;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности и систематичности;
- принцип преемственности.
Чтобы экскурсии были эффективными нужно соблюдать следующие условия:
- учитывать возрастные особенности;
- выбирать благоприятное время для проведения экскурсии;
- соблюдать меры безопасности;
- готовить детей к экскурсии;
- в ходе экскурсии активизировать умственную деятельность (поисковые вопросы, сравнения, обследование).
По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие – в парк, лес, на реку ит. д., а также в зоопарк, ботанический сад; экскурсии на хозяйственные объекты – в магазин, на фабрику, в музей, на почту и т. д. в целях ознакомления детей с трудом взрослых.
Организация экскурсий. Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.
Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на один и тот же объект в разное время года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в осенний сезон с детьми старшего возраста следует провести 3 экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель таких экскурсий – знакомить детей с осенними изменениями, развивать умение видеть их, понимать причину происходящего в природе.
Хозяйственные экскурсии проводят эпизодически, для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.
Организовать экскурсию труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки к ней воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя к экскурсии. Воспитатель, планирую экскурсию, определяет тему и цель экскурсии, программное содержание, намечает место экскурсии, наилучший к нему путь – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные допустимы на маленькое расстояние, сезон, особенности дороги, состояние погоды.
Воспитателю необходимо за день или два провести осмотр места, уточнить маршрут, найти нужные объекты. После этого наметить последовательность наблюдений, содержание и объем знаний, которые должны получить дети о данном объекте; установить, где дети могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать (если есть в этом необходимость). Чтобы экскурсия была интересной воспитатель подбирает стихи, загадки, пословицы, готовит активизирующие внимание детей вопросы.
Подготовка детей к экскурсии. За несколько дней до экскурсии педагог проводит с детьми беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящей экскурсии, оживить представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщить цель. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.
При подготовке к экскурсии надо обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой, с учетом погоды и сезона.
Побеседовать о правилах поведения во время экскурсии.
К проведению экскурсий привлечь родителей.
Подготовка экскурсионного снаряжения. Перед экскурсией воспитатель продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Например, лопатки для выкапывания растений, папки для сбора растений, коробки для сбора семян и т. д.
Проведение экскурсий. Природоведческие экскурсия. Такая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительная часть, где подводится итог. Количество частей и последовательность их проведения изменяется в зависимости от цели экскурсии и сезона.
Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе напоминает цель занятия, дает детям осмотреться, затем приступают к наблюдению намеченных объектов.
Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Тут решаются программные задачи занятия. Воспитатель помогает подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений с помощью следующих приемов:
вопросы, стихи, загадки, обследовательские действия, игровые приемы. Педагог дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между предметами.
Полезно в процессе наблюдения использовать произведения художественной литературы. Обращение к литературе должно быть ненавязчивым.
По окончании основной части нужно дать детям индивидуально рассмотреть объект.
Хозяйственные экскурсии. Эти экскурсии дают возможность рассмотреть, как человек воздействует на природу, дети знакомятся с трудовыми операциями, узнают что и для какой цели делают люди, как и какие машины, используют, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда, показать значимость труда людей.
Экскурсия на хозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача- вызвать интерес к людям труда, желание наблюдать за трудом взрослых, участвовать в беседе со взрослыми, работающими на данном объекте и самим выполнить какие - либо дело (например, покормить животных в зоопарке).
При подготовке к хозяйственным экскурсиям педагог заранее сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени проведения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы ребят с рабочим данной профессии.
Работа после экскурсии. Знания, полученные в ходе экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, наблюдениях в уголке природы.
Через 2-3 дня после экскурсии проводят занятия (рисование, лепка, аппликация, сюжетно- ролевые игры, заслушивают рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение – обобщающая беседа.
Планируя беседу, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии. Можно организовать выставки детских работ по тематическим экскурсиям.