Альфира Калинина Равиновна
Методика обучения игре на ложках
▼ Скачать + Заказать документы
Материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняясь. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на ложках, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:
- пальчиковые игры;
- дидактические игры;
Публикация «Методика обучения игре на ложках» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
- соревнования между подгруппами;
- создание собственных приемов игры на ложках.
Структура методики :
Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – подготовительный этап.
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
2 ступень – младшая и средняя группы ансамбля.
Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой.
Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.
3 ступень – старшая и подготовительная группы ансамбля.
Цель: знакомство с традициями народной культуры. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках. Проявление творческой инициативы.
Методы работы :
Объяснительно-иллюстративный
(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО :
(музыкальный центр, мультимедийное оборудование, компьютер)
для отработки техники игры на ложках;
в ритмической тренировке;
при знакомстве с музыкальным репертуаром;
для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают
выводы, анализируют);
на праздничных утренниках, досугах.
Этапы обучения на ложках :
I этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи.
II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.
III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе.
IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.
V этап – работа над музыкальным произведением.
VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на трех ложках.
Деревянная подружка
Без нее мы, как без рук
На досуге - веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот
И обжечься не дает.
(Ложка)
Деревянные ложки особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на ложках не требует длительного времени и специальной подготовки.
При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.
Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.
Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.
Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна», с ними проводится игра-разминка «Шофер» : они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.
Ложки
Простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом.
Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы:
1. Обтеска и обрубка баклуши (деревянной заготовки, которой придается форма
лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого - к
черенку.
2. Тесление - вырубка теслом выемки у обработанной снаружи ложки.
3. Скобление - снятие тонкой стружки.
4. Сушка и шлифование.
5. Отделка.
Ложки украшают резьбой - геометрической или плоскорельефной (хотьковские, росписью (хохломские, выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой.
Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект - применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера : ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.
Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.
Приемы игры на двух ложках
Ударяют одной ложкой о другую.
Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;
«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;
«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;
«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;
«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.
Примерный репертуар на ложках :
«Светит месяц» русская народная песня.
«Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
«Улыбка» музыка Шаинского.
«Несет Галя воду» украинская народная мелодия.
«Тень, тень, потетень» русская народная песня.
«Антошка» музыка Шаинского.
«Валенка» русская народная песня.
«Кадриль» русская народная мелодия.
«Я на гору шла» русская народная песня.
«Во кузнице» русская народная песня.
«Жили у бабуси» русская народная песня.
«На зеленом лугу» русская народная песня.
«Барыня» русская народная мелодия;
«Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
«Матрешки» русская народная песня.
«А я по лугу» русская народная песня.
«Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
«Утушка луговая» русская народная песня.
«Калинка» русская народная мелодия.
«Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
«Лапти» русская народная песня.
«Травушка муравушка» русская народная песня.