Юлия Мамаева
Консультация «Одаренность, талант, гениальность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Линевская детская школа искусств»
Искитимского района Новосибирской области
Методическое сообщение
«Одаренность, талант, гениальность»
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Мамаева Ю. А.
Линево
2022 г.
Введение
На сегодняшний день в истории нашей цивилизации можно заметить тенденцию роста количества одаренных, талантливых и гениальных людей.
Публикация «Консультация „Одаренность, талант, гениальность“» размещена в разделах
В древние времена, времена, когда отсутствовали какие-либо технологии, а развитость людей была на примитивном уровне, гениев и одаренных было мало, но все же они существовали. Ряд вопросов, вытекающих из этого факта, звучат примерно так: что же является фактором возникновения этих гениев и насколько велико их влияние на развитие нашего мира?
Вопросы о феномене одаренности как о психологическом факторе начали возникать еще в 19 веке. Основным деятелем, который ввел данное понятие, был Карл Густав Юнг (1875-1961гг. Швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. Он был близким соратником Зигмунда Фрейда). Так вот Юнг однажды сказал: «Одаренный тот – кто несет светоч, и он избран к столь высокому служению самой природой».
Положение человека в обществе, его социальный статус, благополучие, признание окружающих во многом зависят от качеств личности. И каждый, кто стремится к успеху, мечтает стать если не гениальным, то хотя бы одаренным. В психологии понятия «одаренность», «талант», «гениальность» так или иначе связаны со способностями.
Способности и их виды
Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.
Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.
Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:
- музыкальный слух;
- большой объем легких;
- повышенная активность правого или левого полушария головного мозга и т. д.
Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.
Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной деятельностью и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности. Человеку с низким уровнем интеллекта или плохой памятью стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха. Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.
Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью, т. е. одаренность – это уровень развития общих способностей, определяющих диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
Одаренность и ее роль в жизни человека
Исследователи способностей отмечают, что одаренность может существенно влиять на становление личности. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность для достижения успеха. Т. е. для успешного выполнения всякой деятельности, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность не имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет быть дирижером или хорошим исполнителем-инструменталистом.
В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:
- наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
- способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
- свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
- гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
- высокий уровень логического мышления;
- развитое образное мышление и воображение;
- способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.
Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха.
Детская одаренность
Поскольку мы с вами работаем в детском учреждении, целесообразно будет немного коснуться вопроса о детской одаренности.
Определение одаренности ребенка - сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты всестороннего психологического обследования, так и сведения о школьных и внешкольных достижениях ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей, сверстников.
Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Они могут буквально часами заниматься изо дня в день интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно труд и игра. Все их переживания, интересы, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Легко понять, как много в результате подобной почти непрекращающейся деятельности успевает ребенок узнать, понять и усвоить и как много потребовалось бы времени и усилий педагогу, чтобы специально всему этому его научить.
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Для одаренных детей характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности.
Одаренность ребенка, как и отдельные его способности не бывают даны от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.
Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (например, с музыкальным или математическим уклоном, разнообразные кружки и студии, детские технические станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т. д. Забота об одаренных детях предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.
Талант как природный дар и уровень способностей
Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога».
Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:
- вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);
- цифровой (характерен для математиков, программистов);
- слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);
- пространственный (присущ дизайнерам и художникам);
- физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);
- личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);
- межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);
- талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
Талант - это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т. д.
Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу. Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности
В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 - 40 лет; в поэзии в 24 - 30 и т. д.
Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:
- музыкальный слух;
- чувствительность зрительного анализатора;
- активность центра математических способностей в коре головного мозга;
- скорость психических реакций и т. д.
Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте, т. е. талант хоть и предполагает природные данные, но это, прежде всего, труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей. Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером. Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».
Высший уровень развития способностей называю гениальностью.
Гениальность
О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества или в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Д. Менделеева, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль». Т. е. какая-то сторона в ней доминирует и какие-то определенные способности проявляются ярче.
Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах, т. е гений выражает передовые тенденции своего времени. Гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.
Для гения характерно :
- необычное восприятие окружающего;
- нестандартное мышление;
- высочайший уровень креативности.
- Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.
Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.
Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.
Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны? Может, все же патология? Именно к такой мысли пришли ряд исследователей, изучавших в начале XX века феномен «гения», — уж слишком деятельность этих гениальных людей и их поведение отличались от обычных.
Одним из наиболее известных сторонников идеи связи гениальности с психической патологией был итальянский психиатр Чарльз Ломброзо. Он написал книгу «Гений и сумасшествие», в которой собрал и проанализировал большой статистический материал различных отклонений талантливых людей. Ломброзо сделал вывод, правда, довольно осторожный, что гениальность часто связана с проявлением болезни, причем не только психической. Прав ли он? Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:
Для гениев характерна высокая степень чувствительности, они как губка впитывают в себя всю информацию, в том числе эмоциональную. Поэтому нередко гениальные люди отличаются несдержанностью и ранимостью. Обладая высокой работоспособностью и часто одержимостью своей деятельностью, гении тратят физической и психической энергии значительно больше, чем обычные люди. Поэтому часто страдают от «отката» - резкого спада активности, когда эмоциональный подъем сменяется резким спадом, а нередко и депрессией.
В силу подвижности, неустойчивости нервной системы и повышенной эмоциональности гении тяжелее, чем обычные люди переносят жизненные неурядицы, у них чаще возникают проблемы социального характера, они хуже уживаются с другими людьми. Поэтому нередко страдают от одиночества.
Достижения гениальных людей опережают их время, поэтому они часто не получают признания современников, а бывает, что их подвергают гонениям. И как следствие отторжения обществом, у них могут развиться неврозы и депрессия. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.
Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.
Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. Т. е. из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры.
Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности гения.
По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Это является одной из важнейших предпосылок создания гениями чего-либо принципиально нового, именно поэтому они способны в мелочах увидеть то, что другим не заметно и сделать из этих мелочей величайшее открытие.
Заключение
Разные авторы в разное время по-разному трактовали одаренность. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одаренность – это врожденная способность человека к успешному освоению некоторой, достаточно сложной деятельности.
Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать.
Вопрос об одаренности все еще остается открытым во многих направлениях. Очень важно вовремя ее определить и дать возможность раскрыться в полной мере, и тогда мир получит гораздо большее количество великих ученых, исследователей, писателей, актеров и просто по-разному талантливых людей.
Список использованной литературы
1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб. : ИстНоваПресс, 2007. - 398 с.
2. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. - М. : ЛигаПресс, 2008. - 369 с.
3. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - М. : «Академия», 1996. - 496с.
4. Дружинин В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - СПб: Питер, 2005. - 345
5. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. - М. : ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
6. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е. И. - М. : Эксмо, 2006. - 592с.
7. Попова Л. В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс - минус». - 2000. - № 3. - С. 58-65.
8. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.
9. Слуцкий В. М. Одаренные дети : www.friendship.com.ru
10. https://psylist.net/difpsi/genials.htm