Ирина Слепцова
Методическое пособие «Сенсорный куб», бизиборд
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие «Сенсорный к
б»
Сенсорное восприятие мира – это один из путей существования в гармонии с природой. Каждый человек связан с окружающей средой своими органами чувств. Именно благодаря сенсорному взаимодействию человека с окружающей средой его интеллект растет, совершенствуется и развивается.
Публикация «Методическое пособие „Сенсорный куб“, бизиборд» размещена в разделах
- Бизиборд
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптации в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Для сенсорного развития детей я широко использую дидактические игры разного вида. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным. Разработанное мною дидактическое пособие «Сенсорный куб» позволяет соединить в комплексе дидактические игры направленные на сенсорное воспитание ребенка, развитие мелкой моторики рук. и здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, массаж, пальчиковая гимнастика).
Пособие предназначено :
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
• создания положительного эмоционального фона, повышения
работоспособности ребенка;
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной
деятельности дошкольников.
Задачи, которые ставлю перед собой при использовании данного пособия :
• учить выполнять массаж ладоней, пальцев рук;
• развивать у детей музыкальный слух;
• развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;
• развивать тонкие движения пальцев рук;
• развивать у детей речь, внимание, воображение, память;
• развивать у детей коммуникативные способности;
• формировать дифференцированное восприятие качества предметов (цвет, величина, форма, вес, звук, запах и т. д.);
• воспитывать самостоятельность, умение играть вместе, взаимодействовать в коллективе.
Дидактическое пособие используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Особое внимание уделено подбору сенсомоторных объектов для пособия в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Дидактические принципы использования пособия :
• доступность;
• безопасность;
• креативность.
Для изготовления своего пособия я взяла за основу куб. Изготовлен он из окрашенной фанеры, покрытой лаком. Разработанное мною дидактическое пособие «Сенсорный куб» - это мобильное устройство, которое позволяет соединить в комплексе дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание ребенка, развитие мелкой моторики рук и здоровьесберегающие технологии, все безопасно, безвредно для ребенка. Помните: «Ребенок развивается, играя!»
Если вы будете делать куб, помните, куб и все детали должны легко обрабатываться.
Описание куба я бы хотела начать с верхней стороны - здесь обязательно должна быть ручка, чтобы куб можно было легко переносить.
Данная сторона направлена на слуховое восприятие. Здесь есть металлофон,. колокольчик, погремушки, звоночки, они направлены на развитие слухового восприятия, например, угадай, с какой стороны звенит, у кого звенит, этот звенит громче, а этот тише.
На первой стороне находятся молнии, шнуровка, пуговицы, застежки, резиночки, прищепки - они направлены на развитие мелкой моторики. Молнии и шнуровка направлены на обучение ребенка навыкам самообслуживания, формированию элементарных математических навыков.
Вторая сторона куба направлена на социализацию ребенка: умение включать-выключать свет, различные заглушки, щеколды, крутилки, замки, карабины; на ознакомление, закрепление знаний об окружающем мире.
Третья сторона направлена на формирование дифференцированного восприятие качества предметов (цвет, величина, форма, свойства). На данной стороне детали выполнены из различных материалов (дерево, пластмасса, резина, что позволяет развивать тактильные ощущения детей.
Здесь предлагается дидактическое упражнение «Веселая радуга».
Ребенку предлагается подобрать крышку, соответствующую цвету радуги.
На четвертой стороне куба расположены различные виды транспорта, а также различные световые приборы, с помощью которых мы изучаем цвета, правила дорожного движения, формируем знания об окружающем мире и изучаем различные виды транспорта.
Внутри куба нет острых шурупов, ребенок не поранится. Дом мобилен, есть ручка, его удобно крутить, поворачивать нужной стороной. Кубом одновременно могут играть несколько детей. При желании все пособия быстро и легко снимаются и заменяются на другие.
Используя данный материал, рекомендую:
1) Первые игры должны быть легкими для восприятия.
2) На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
3) Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры.
4) Обучение должно проходить в игровой форме.
Если использовать игры последовательно и в системе, переходить от наиболее простых к более сложным видам восприятия, соблюдая возрастные особенности ребенка, можно обучить ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях.
Дидактические игры позволяют не только целенаправленно и ускоренно формировать восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил.